Проблема психосоматических расстройств у подростков
Этиопатогенез психосоматических расстройств.
Этиопатогенез заболеваний, относящихся традиционно к группе психосоматических расстройств, детально изучался представителями школы Д.Н.Исаева.
Д.Н.Исаев (32) рассматривает следующие группы основных этиопатогенетических механизмов:
1. Биологическое предрасположение, способствующее болезням адаптации и выбору органов и систем при возникновении ПСЗ. При этом имеет значение не только наследственная отягощеность теми заболеваниями, что и у детей, но и любые ПСЗ, переносившееся родителями.
2. Нейродинамические сдвиги, определяющие накопление тревожного аффекта или его нарастание под влиянием жизненных трудностей, что в итоге приводит к нарушению защиты внутренних органов от внешних влияний, изменению вегетативной регуляции и включению гормональных адаптивных механизмов. Переход интенсивности раздражителей психологического или висцерального характера за предел порогового уровня может привести к расстройству психосоматических взаимоотношений.
3. Характерные особенности детей с ПСР: тревожность, сензитивность, склонность к фрустрациям, установка на достижение высших результатов и т.д.
4. Микросоциальная среда. В семьях исследованных Исаевым Д.Н. детей с ПСЗ воспитание отличалось от нормы. Дети либо подавлялись высокой моральной ответственностью, либо оказывались безнадзорными, либо подвергались частым тяжким физическим наказаниям. Их жизнь, таким образом, характеризовалась неадекватной эмоциональной поддержкой родителей, покинутостью. Дети чувствовали себя недостаточно безопасно, психологически некомфортно.
5. Психическое состояние детей в связи с особенностями воспитания, неблагоприятным климатом в семье достигало степени беспомощности, недостаточной активности, ухода от ситуации или отказа от нее, капитуляцией перед ней.
6. Стрессовые события связанные с негативными переживаниями, психотравмы возникали преимущественно при неблагоприятных ситуациях в семье, реже - в школе. Это алкогольные эксцессы родителей, утрата или болезнь близких, неприязненные отношения в семье, неприятие коллективом, неудовлетворительная оценка знаний.
© Ольга Малинина
При использовании данного материала гиперссылка на сайта и указание имени автора строго обязательны!