Психосоматика. Ч20
Таким образом, психосоматическое развитие продолжается и в периоде взрослости, реализует в себе накопленный психосоматический опыт, а также сложившиеся механизмы психологического опосредования и регуляции телесности, порождая новый класс сложных психосоматических феноменов и расстройств: ВКБ, самочувствие, ипохондрию (Арина, Тхостов, 1990). Принципиальным отличием психосоматического развития в этом периоде является ведущая роль высших форм активности субъекта - его самосознания и рефлексии.
Изложенные теоретические предпосылки дают основание переходу к рассмотрению проблематики ПСЗ в детском возрасте. При этом мы будем говорить об изменениях личности при хронический соматических заболеваниях (ХСЗ), т.к. наши исследования проводились применительно к данному виду патологии.
Исследование изменений личности у больных ХСЗ является одной из актуальных задач медицинской психологии. Вместе с тем, считает Николаева В.В., исследователи проблемы не выходят зачастую за рамки феноменологических описаний, главным образом, в психопатологических понятиях. Особенно мало посвящено исследований проблеме психосоматических взаимоотношений у детей, страдающих ХСЗ, в частности, ХЗ органов пищеварения и почек.
В детском возрасте имеет место совершенно особое протекание ХСЗ на клинико-морфологическом уровне, а следовательно, и на психологическом. Изучать психологические особенности личности ребенка нужно, исходя из фундаментальных методологических принципов, которых придерживается отечественная психология, а именно, принципа рассмотрения психики в ее развитии, становлении.
© Ольга Малинина
При использовании данного материала гиперссылка на сайта и указание имени автора строго обязательны!