Skip to Content

Психосоматика. Ч24

Основные проблемы возраста: отношения со сверстниками, взрослыми, развитие самопознания, самоопределения, самореализации (54).

1. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Причем для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Неумение или невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности, а значит и нареканий со стороны взрослых. Имеющую место динамику развития потребностей подростка можно представить следующим образом: если в 4 классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, то в 5-6 классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников, а в 7-8 классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности. У многих подростков последняя потребность оказывается фрустрированной, ведет к тяжелым переживаниям.

2. Отношения со взрослыми. Исследования показали, что чем старше становиться подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. И родители, и учителя подростков в большинстве своем не видят, не учитывают интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста. Именно этот момент подростки. начиная с 5 класса отмечают в качестве главной претензии ко взрослым, главного основания своих огорчений в общении с ними. Особенно остро это проявляется для тех подростков, которые испытывают огромную потребность в общении со взрослыми “ на равных”, без ее удовлетворения. Результатом становится противопоставление себя взрослым, автономия. Потребность подростков в признании их равноправия в общении, оказывается фрустрированной, порождает конфликтные ситуации. В тоже время, в этом возрасте развивается способность к эмпатии по отношению к взрослым, стремление поддержать их, помочь, разделить радость. К сожалению, не все взрослые способны принять такое отношение к себе, что также ведет к непониманию и конфликтам.

Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении со взрослыми и невозможности удовлетворения ее в полной мере.

3. Самопознание, самоопределение, самореализация. Возможности личности и ее проблемы закладываются в процессе социализации ребенка. Немаловажную роль в обеспечении эффективного функционирования личности играет самоотношение. В первые годы жизни семья является для ребенка основной моделью социальных отношений. существует предположение, что период до трех лет является решающим в формировании базального “Я”. при этом когнитивная и аффективная составляющие самоотношения развиваются е одновременно - ребенок значительно раньше начинает ощущать себя существом любимым или отвергнутым и лишь затем приобретает способности и средства когнитивного самосознания. Анализ содержания и динамики переживаний подростков, говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к своей личности. Но почти все эти переживания отрицательны, и количество их растет. Можно предположить, что это результат интериоризации, усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют по отношению к нему учителя и родители (чаще всего это негативные оценки с подчеркиванием недостатков). Для становления личностной самоидентичности, напротив, важно опираться на положительные стороны своего “Я”.

Кроме того, существует область переживаний, связанных с самореализацией личности: “Я всегда радуюсь, если могу побороть свою лень” и т.д. Мощным фактором здесь является появление интереса к своему будущему. При наличии у подростка важной жизненной цели, быстрее формируется схема ее достижения, иерархия ценностей, мотивов. Изменение внешних или внутренних условий достижения данной цели, разрушает созданную систему, что может привести к сдвигам мотивов и деформации структуры личности.

© Ольга Малинина
При использовании данного материала гиперссылка на сайта и указание имени автора строго обязательны!

читать далее

Голосов пока нет