Составляющие внутренней картины болезни
Рассмотрим более подробно основные составляющие ВКБ.
1. Уровень интеллектуального функционирования. Понимание происходящего в организме и представления о болезненных процессах зависят от уровня развития мышления и связаны с возрастом ребенка. Однако возможность оценки болезненных переживаний связана также с развитием представлений об образе тела. По мнению В.М.Смирнова (1976г.), наряду с элементарными представлениями о схеме тела, существует психологический и социально-психологический уровень ее развития. Человек вычленяет себя из окружающей среды, познает себя через восприятие других людей и создает психологический образ тела, являющийся основой структуры “Я”. Нарушение формирования сенсорных элементов схемы тела, психологического восприятия своего “Я” в связи с органической патологией могут стать существенными препятствиями в осознании своей болезни. Для создания представления о болезни, ее причинах требуется способность к анализу воспринимаемых симптомов заболевания: общего дискомфорта, болевых ощущений, нарушенных функций органов, систем и т.д. ВКБ может быть завершена только при построении целостной системы, в состав которой входят результаты интеллектуальной и эмоциональной переработки переживаемого в болезни. Наличие такой системы - основа стремления к выздоровлению и возвращению к активной жизни. Таким образом, наряду с развитыми умственными способностями ребенка, требуются достаточно дифференцированные чувства и значительные волевые усилия.
2. Знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Без концепции о здоровье трудно построить представление о болезни. Дети 4-9 лет на вопрос “что такое здоровье?” отвечают: “не быть больным”, ”когда ты был больным и тебе стало лучше” и т.д. Более старшие описывают здоровье как переживание приятного состояния: “очень хорошо”, “чувствовать себя превосходно”. Дети знают об ограниченности возможностей сохранить здоровье и осознают подверженность людей болезням. Питание рассматривается ими как наиболее важная мера поддержания здоровья и вместе с образом защищающего взрослого фигурирует в детских представлениях по преодолению потенциальной угрозы заболевания. Однако устойчивые представления о вероятности нарушения здоровья появляются лишь к 7 годам. Девочкам свойствен более высокий уровень опасений расстроить здоровье, у старших детей он выше, чем у младших, также как у детей больших городов в сравнении с живущими вне них (Gochman D.S.1971, 1972). В 10 лет ребенок знает, что “быть здоровым” означает нечто противоположное “быть больным”. То, что более младшими детьми такие мысли не формулируются, понимается как доказательства их освоения в процессе воспитания. Они могут не столько быть составной частью знаний, сколько отражать развитие сложной интеллектуальной операции - обратимости, формирующейся к десятилетнему возрасту.
© Ольга Малинина
При использовании данного материала гиперссылка на сайта и указание имени автора строго обязательны!