Составляющие внутренней картины болезни (продолж.)
Немалое значение имеют знания о строении и функции внутренних органов. По данным E.Gellert (1978), наиболее важными частями тела дети называли сердце, а затем, начиная с 9-10 лет, мозг. Седьмая часть опрошенных жизненно важными считали легкие, нос, глотку, рот. Если более старшие дети судили о необходимости органов по их участию в жизнедеятельности организма, то младшие - по тому времени, которое требовалось для ухода за ними. Интересно, что до 9 лет дети самостоятельно не упоминают желудок как часть тела (Nagy M., 1962). Начиная с 7 лет дети могут знать о пищеварительной функции желудка.
Дети, имеющие доступ к информации о строении тела, больше знают о частях тела, органах, их функциях и, вероятно, умеют строить более адекватную ВКБ.
Еще большее значение для создания ВКБ имеют знания детей о болезнях и их причинах. Составить представление об этом можно, опрашивая, предлагая соответствующие картинки или используя игровой материал. На примере респираторных заболеваний у детей 5-10 лет было показано, что имеется 3 стадии развития представлений об их причинах (Blos P., 1978). Для первой стадии характерно объяснение причины через перечисление состояний, ситуаций или действий, совпадающих с началом болезни. На второй стадии, исследовательской, уже называется реальная вредность, приводящая к заболеванию, однако без объяснения ее действия. Достигнув третьей стадии, ребенок способен более или менее правильно объяснить механизм развития заболевания.
Психологический анализ показывает, что дети часто рассматривают свои болезни как наказание за плохое или запрещенное поведение. Две трети детей 4-16 лет (госпитализированных и здоровых) считают, что болезнь - результата нарушения или игнорирования правил поведения, осуждают себя за проступки, якобы вызывающие заболевание. Полагают, что мнение о причине заболевания меняется у ребенка в зависимости от того, здоров ли он и насколько тяжело болен. Чувства беспокойства и вины, которые часто переживают здоровые дети из-за семейных неурядиц и др., могут рассматриваться ими как причина заболевания, когда оно возникло.
Представления детей о влиянии лекарственных веществ на организм и о самом процессе лечения изучены недостаточно.
© Ольга Малинина
При использовании данного материала гиперссылка на сайта и указание имени автора строго обязательны!