Активизации развития личности ребенка
Проблема активизации развития является общей проблемой, касающейся всех учащихся. Ведь фактически каждый индивид обладает некоторыми резервами психики, которые останутся практически утраченными для личности, если она не встретит активизирующего отношения к ним, не найдет соответствующей деятельности.
Однако это само по себе еще не столь существенно. В конце концов, если какая-то частная способность окажется неразбуженной или какая-нибудь более специфическая особенность неразвитой, это еще никак не должно сократить полноту жизни индивида.
Однако для всего дела существенно то, что каждый индивид должен научиться смотреть на себя самого и на своих соучеников под углом зрения возможностей и предпосылок, которыми они обладают, пусть в скрытом виде, непроявившимися, труднодоступными. Каждый должен усвоить оптимистический взгляд на себя самого и на окружающих людей в том смысле, что, в сущности, не безнадежно со всей ответственностью решиться на преодоление самого себя для реализации нового, высшего качества своих предпосылок, перспектив, продуктивности. Учитель должен дать ученикам такое направление и, развивая и активизируя их, побуждать к этому и закреплять подобный опыт.
Исходя из этого, проблема активизации развития является поистине общей проблемой, органически присущей и общей педагогике, и общей педагогической психологии, и повседневной практике школы. Однако определенную часть учеников она затрагивает особенно сильно, причем именно тех, которые плохо успевают. По отношению к ним решение данной проблемы приобретает характер стремления к реализации демократической программы школы: уже не только возможности качественного воспитания и образования для всех, (в смысле доступности образования), но также и существенно лучшие предпосылки школьных успехов для всех. В сферу развивающей, активизирующей учебно-воспитательной помощи так называемым более слабым ученикам должны быть включены не только они сами и их учителя, но весь школьный класс, оказывающий необходимую всестороннюю поддержку. И это опять-таки свидетельствует о том, что речь идет о проблеме, касающейся действительно всех учащихся школы.