Skip to Content

Бердяев Н.А.

Крупнейший русский мыслитель Николай Александрович Бердяев (1874-1948) давно и хорошо известен за рубежом. Но в нашей стране его произведения многие десятилетия находились под запретом и были доступны только очень узкому кругу специалистов.

Философ вернулся в отечественную культуру в период революционного обновления, начало которому положил апрель 1985 г., - обновления, покончившего с вульгарно-социологическим делением духовного наследия на «наше» и «не наше».

По рождению Н. А. Бердяев принадлежал к верхнему слою русского дворянства. Его дед - генерал - был атаманом Войска Донского. Отец в молодости также был военным, служил в привилегированном кавалергардском полку; впоследствии стал председателем правления банка. По матери Николай Александрович являлся потомком князей Кудашевых.

Уже в студенческие годы Бердяев жил напряженной духовной жизнью, главным мотивом которой было, как он выразился позже, «искание смысла».

Интеллектуальная жизнь России тех лет протекала под знаком бурного увлечения Марксом. Прошел через него и Бердяев, примкнувший к так называемому легальному, или, как предпочитал выражаться он сам, «критическому» марксизму, дополненному идеями, взятыми из других теоретических источников. Приобщился он и к практическому участию в социалистической пропаганде, за что был исключен из университета и отправлен в ссылку в Вологодскую губернию.

Марксистская теоретическая закваска чувствовалась в философском творчестве Бердяева на протяжении всей его жизни, однако непосредственное увлечение марксизмом продолжалось у него сравнительно недолго. Ортодоксальный марксизм того времени разочаровал Бердяева тем, что не давал возможности рассматривать явления с общечеловеческой точки зрения.

Поэтому философ обратился к идеализму, к христианским идеалам. Огромное влияние на его мировоззренческий поворот оказали религиозно-нравственные традиции русской мысли, в особенности славянофилы, Вл. Соловьев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. Федоров. Опираясь на эта традиции, Бердяев размышляет о человеке и его месте в мире, разрабатывает свою историософию, в центре которой стоит идея воссоединения человечества с Богом.

Бердяев был человеком либеральных настроений, не одобрявшим ни реакции, ни насильственной борьбы со старым обществом. В условиях неотвратимого приближения революционного взрыва он выступил с резкой критикой революции, революционного движения, революционных увлечений тогдашней интеллигенции.

Естественно, что Октябрьского переворота 1917 г. мыслитель не принял. Однако в борьбе против Советской власти не участвовал. Тем не менее в 1922 г. вместе с большой группой философов, писателей, общественных деятелей он был выслан за границу. Тогда же прекратилось существование основанной им в 1918 г. Вольной академии духовной культуры.

В эмиграции Бердяев много размышляет над трагическими событиями русской истории, судьбами отечественной в мировой культуры. Его идеи оказали сильное влияние на развитие европейской философской мысли в межвоенный период.

И вдали от Родины философ остался патриотом России, мечтающим о ее духовном возрождении. Он был убежден, что такое возрождение совершится и произойдет оно не в результате какого-то давления извне, а «от внутренних процессов в русском народе»

В обширном философском наследии Н. А. Бердяева эстетика занимает сравнительно небольшое место, и анализировать ее надо в рамках его философии культуры, с которой она составляет единое целое.

Голосов пока нет