Skip to Content

Бесплатное высшее образование приказало долго жить

Новый министр образования РФ предложил урезать число бюджетных мест в вузах в 2 раза.

«Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест», — сказал министр образования РФ Дмитрий Ливанов.

«Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого, и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его», - говорит новый министр образования.

Многие россияне радуются, что кресло главы Минобрнауки покинул Фурсенко, который находился на посту восемь лет. Чаще всего с его именем связывают введение ЕГЭ, новых образовательных стандартов, нормативно-подушевого финансирования. Реже - создание национальных исследовательских университетов, выделение мега-грантов для ведущих ученых, расширение конкурсных процедур в научной сфере. Несмотря на недовольство большинства граждан, Фурсенко сделал очень много хорошего для развития российского образования. Что сделает Дмитрий Ливанов для образовательной системы РФ неизвестно, остается только ждать.

Вот еще некоторые вопросы, на которые Ливанов дал ответы в своем интервью «РГ» накануне своего назначения.

- Дмитрий Викторович! Попытки привлечь выпускников к инженерным специальностям привели к обратному результату. В этом году в технические вузы собираются поступать даже самые слабые троечники. Как вузам избавиться от таких абитуриентов?

- Троечнику нечего делать в инженерном вузе, он не пойдет работать по специальности. А если его куда-то и возьмут, то он будет плохим инженером. Что это такое, мы все прекрасно знаем. Качество приема в вузы - важный вопрос, на который нет простых ответов. Прежде всего, надо повышать мотивацию хорошо подготовленных выпускников идти в технические вузы. Для этого нужно увеличивать там стипендию, допустим, до 10 тысяч рублей в бакалавриате. И активнее привлекать к выплате стипендий компании - работодатели. Одновременно надо повышать уровень преподавания физики и математики в школе, привлекая учителей с профильным образованием. Думаю, нужны новые программы и учебники, которые были бы интересны детям.

- Учителя, которые ведут уроки в 11 классах, жалуются: школьники забросили предметы, по которым не надо сдавать ЕГЭ. Зачем их учить, если аттестат никакой роли не играет? Может, стоит его учитывать при поступлении в вузы?

- Возможность учета среднего балла аттестата в качестве дополнения к ЕГЭ сейчас обсуждается. Но не надо забывать, что все это уже было в прошлом и привело к небывалому росту липовых медалистов. К олимпиадам у меня тоже скептическое отношение. Большинство из них - непрозрачные. На ЕГЭ, в отличие от олимпиад, вы можете что-то оспорить, подать апелляцию, посмотреть базу данных, сравнить свой результат с другими, а в системе олимпиад все это закрыто. Так что действие субъективного фактора очень велико. Для нас главным критерием отбора все-таки является ЕГЭ. С каждым годом проходной балл в вузе повышается. Например, в прошлом году на специальности "экономика" и "менеджмент" он был 77-80 баллов, на "автоматизацию технологических процессов" - 66. Самый низкий проходной балл был на "технологию художественной обработки металлов" - 59. Самые популярные специальности в нашем вузе - специальности, связанные с нанотехнологиями и информационными технологиями, туда мы принимаем 350-400 человек каждый год.

Голосов пока нет