Skip to Content

Что такое гармонично развитый ученик

Школьником как потенциальной личностью является конкретный индивид, детерминированный программой педагогической оптимизации школы и своими индивидуальными (особенно психическими) предпосылками так, что он направлен извне (регулирован) и одновременно сам себя направляет изнутри (саморегулирует) к деятельности, посредством которой он предвосхищает свою будущую личность, прогностически реализует свою будущую личностную субъектность.

В дефиниции речь идет не об общественно-историческом типе личности, как он выражен в проекте всесторонне и гармонически развитой личности, но и как о факторе внешнего определения ученика. Речь идет о внутренней потенциальной личности школьника как конкретного индивида. Потенциальная личность определяется общественно-историческим личностным типом, но это не означает, что она его просто репродуцирует. Скорее здесь речь идет о сложной, полной диалектических противоречий трансформации внешнего определения проектом развития всесторонней личности через внутренние психические (а также и биологические) предпосылки и о реализации этих предпосылок в условиях, определяемых проектом (однако при взаимодействии всех остальных обстоятельств жизни индивида).

Иными словами, проект всесторонне и гармонически развитой личности, представляющий общественно-историческую возможность и необходимость осуществления человека в данной исторической фазе, является фактором целевой детерминации школьника как элемента учебно-воспитательной системы, как индивида, как потенциальной личности. Он является и конкретно для школьника индивидуальной вершиной возможности и необходимости. Но для того чтобы это так осуществилось в действительности, этот проект не должен оставаться только внешней задачей, принуждением, нажимом и т. п., но он должен воздействовать таким образом, чтобы в ходе учебно-воспитательного процесса он преобразовывался в автопроект саморазвития самого школьника, чтобы был им интериоризирован, превращен в стратегический план его собственной личностной самореализации.

Первое утверждение дефиниции, таким образом, выражает движение от философского и, в конечном счете, программного понимания личности к ее трактовке на педагогически-психологическом уровне (или психолого-педагогическом).

Программа педагогической оптимизации выражает эффективную совокупность факторов, посредством которых учебно-воспитательная система очерчивает, определяет ученика как свой элемент, причем ведущее влияние имеет определение перспективой развития всесторонней личности. Однако в дефиниции говорится об определении школьника не как элемента системы, а как индивида. Это не простая замена слов! Этим намеренно подчеркивается тот факт, что детерминация школьника программой педагогической оптимизации ищет — посредством обучающей стратегии учителя — такие формы, которые бы соответствовали индивидуальным психическим предпосылкам индивидов и специфическим возможностям их активизации, конкретности их потенциальной личности.

Этому соответствует также установление внутренней логической связи между категориями педагогической оптимизации и школьных успехов ученика. Учебно-воспитательная система в том случае педагогически оптимизирована, если она предоставляет всем школьникам возможность реализовать школьную успеваемость как полное социального значения и индивидуального смысла действенное осуществление того, что ее определяет как формирующую развитие. При этом речь идет не об абстрактных возможностях, предоставленных желаниям или существующим предпосылкам, того или иного индивида. Речь идет о возможности, которую учебно-воспитательная система насаждает стратегией своего воздействия, активно и творчески проводит так, чтобы она вошла в индивидуально ценностную ориентацию потенциальной личности ученика, в ее психическую саморегуляцию и была бы трамплином для его собственной развивающей продуктивности.

При этом не должна исчезнуть формула, что таким образом понятая возможность школьной успеваемости должна быть возможностью всех школьников. Успеваемость не может быть определена как (или только как) выдающийся успех и уже вообще не как так называемое отличничество, которое, кстати, очень часто является педагогически и психологически проблематичным явлением.

Школьные успехи ученика можно определить тем, что школьник как потенциальная личность полностью использует внутренние психические предпосылки и в единстве с этим и внешние возможности, данные его детерминацией (определением) программой педагогической оптимизации.

Это полное использование влияет на развитие первоначальных психических предпосылок и на полное осуществление ученика в учебно-воспитательном процессе; предоставляет внешнюю оценку и внутреннее удовлетворение.

В своей совокупности так понимаемая школьная успеваемость является ключевым моментом реализации потенциальной личности ученика в процессе воспитания и образования.

Школьные успехи, таким образом, не покрываются ни абсолютными показателями продуктивности, ни успеваемостью. Они неотделимы от них, но учитывают в более широких взаимозависимостях реализации потенциальной личности и программы педагогической оптимизации. В духе предложенной дефиниции школьных успехов, таким образом, может не считаться достигшим успехов ученик-отличник и им может быть среднеуспевающий ученик. Существенно в этом то, что в соответствии с вышеприведенным требованием возможности для всех школьного успеха здесь открывается концептуальный и стратегический взгляд на привлечение всех школьников к полноценному и продуктивному (социальному и личному) включению в учебно-воспитательный процесс.

Однако для того чтобы приведенное понятие школьного успеха стало эффективным на практике, оно должно проявляться во взаимодействии учителей и учащихся, должно взаимно формировать атмосферу деятельности в школе и классе. Важным инструментом этого явления было бы оценивание потенциальной личности школьника, проводимое под углом зрения педагогической оптимизации и школьных успехов (далее только личностное оценивание школьника). Речь идет об оценивании, которое является незаменимым инструментом введения воспитываемых и обучаемых лиц в глубокое внутреннее отношение к предлагаемым им задачам, к плану их воспитания и образования, к собственному развитию.

При этом оценивание должно мобилизовывать оцениваемого индивида на поиски конструктивного отношения к заданиям к его собственному воспитанию и образованию Оно должно мобилизовать к работе над собой в смысле самовоспитания и самообразования, пробуждать у воспитуемого реалистическое и притом творчески-оптимистическое отношение к себе, его заинтересованную и творческую позицию по отношению к заданиям, ориентировать его на использование всех доступных условии и источников его собственных усилий. Оценивание должно также способствовать объединению стремлении оценивающего (учителя, воспитателя) и оцениваемых индивидов и целых коллективов.

Голосов пока нет