Skip to Content

Детские капризы

Не так уж редко мы являемся свидетелями неприятных сцен в общественных местах: заливающийся горючими слезами малыш, ревущий, не реагирующий на происходящее вокруг, и расстроенная молодая мать. Для умиротворения капризного мальчугана пускаются в ход различные приемы приказы «немедленно замолчать», обещания купить игрушку, дергание за руку, легкие пошлепывания и даже более существенные физические воздействия, И все безрезультатно, до тех пор, пока не удовлетворяется основное требование, послужившее причиной возникновения детского каприза.

Что лежит в основе такого, на первый взгляд, трудноуправляемого поведения? Случайный это эпизод в характере ребенка или же стиль его поведения? Да, как правило, у этого поступка имеются начала, когда детские капризы ограничивались кругом семьи. Представим себе картину: впервые ребенок заплакал, не получив перед обедом конфету. Мать уговаривает его, заявляя: «Получишь после обеда!» Однако малыш не хочет ждать, он переходит на крик и вдруг убеждается, что плач приносит свою пользу: требование удовлетворяется, взрослый человек делать столь желанную уступку. И вот вырабатывается условный рефлекс: стоит только заорать — и получишь игрушку, добьешься желаемого. Да если вдобавок упасть на пол, биться в судорогах, реветь, не умолкая — обеспечено выполнение любого требования! Ребенок отчетливо понимает, когда и в чьем присутствии можно впадать в истерику, своими капризами он порабощает самых близких (мать, бабушку, в меньшей мере — старших братьев и сестер). Наступает момент, когда его позиции в семье становятся незыблемыми— он глава семьи, способный криком управлять хором взрослых людей, вращающихся вокруг него, ублажающих во имя «спокойствия и тишины», потакающих любой дурной выходке.

Итак, причина детских капризов установлена: виновны родители, их слабоволие и непоследовательность: ребенок не может определить, что запрещается, а чего можно достичь очередным капризом. Отсутствие твердости, системы в воспитании дезориентирует ребенка, он становится дерганым, возбудимым, нетерпимым.

Каков же «рецепт» в искоренении чрезмерных претензий и капризов ребенка? Прежде всего, нужны выдержанность и твердость в соблюдении запретов, налагаемых на тот или иной вид его деятельности, последовательность, которая должна быть понятной и объяснимой для малыша. Очень многое в формировании его собственной активности зависит от осознаваемости предъявляемых требований, воспитания потребности поступать в соответствии с общепринятыми нормативами. В сложном процессе решения проблемы «хочу — нельзя» важно предотвратить возможный душевный конфликт, помочь правильному сочетанию активных потребностей («хочу») и внутреннего самоограничения, социального «притормаживания» эгоистических желаний («нельзя»). Иногда полезно помочь ребенку в выполнении предъявленного требования, вовлекая его в работу по осмыслению отдельных элементов действий, добиваясь при этом «самостоятельности» его осуществления; мы как бы помогаем ему свыкнуться с требованием, пропустить через свой разум и волю.

Очень важно добиться в семье единой стратегии и. воспитании ребенка, устранить малейший разнобой в обращении с ним. Требование, выдвинутое одним из родителей, должно быть поддержано другим: только в этих условиях будет достигнуто послушание, а в конечном, итоге — победа в сложном, полном подводных рифов процессе воспитания будущего гражданина страны. Иногда в беседе с родителями возникает вопрос: оправданы ли физические наказания, избиение ребенка за совершенный им проступок? Ссылаются при этом на мнение зарубежных педагогов (в частности, английских), которые сетуют на распространенность телесных наказаний в семьях и школах страны: описываются «синдром избитого ребенка», «синдром жестокого обращения» и т. д. Ответ должен быть однозначным: любое насилие над ребенком противопоказано. Трудно передать всю боль, обиду, оскорбленное самолюбие, унижение, которые переживает избиваемый ребенок. Нет оправданий ни одному случаю применения физической силы.

В обстановке телесных истязаний формируется глубокий надлом психики ребенка: он становится ожесточенным, необщительным, нелюдимым, и что самое печальное — теряется сердечный контакт со своими воспитателями, чувство любви и уважения заменяется животным страхом, ненавистью к родителю, поднявшему на него руку. Нередко дети, боясь очередной «порки» за порванную одежду или плохую отметку, убегают из дома, а иногда совершают попытку к самоубийству. Но даже и тогда, когда «кризис доверия» вроде бы миновал, остаются острые воспоминания о пережитых расправах и детских терзаниях, которые не вытравливаются и в зрелые годы. Следует полностью отказаться от телесных наказаний и помнить замечание Б.Спока: «Преступники вырастают из детей, страдающих не от недостатка наказаний, а от недостатка любви».

И еще об одном последствии детских капризов хотелось бы поговорить. Речь идет о так называемой детской нервности, которая развивается при сочетает даии неправильного воспитания с физическим ослаблением (на почве перенесенных детских инфекций, воспалительных заболеваний, черепно-мозговых травм. Дети с ослабленной, неустойчивой нервной системой легко становятся капризными, чрезмерно требовательными, плаксивыми, упрямыми. По мере пpoгрессирования признаков, нервности: усиливаются усталость, утомляемость, головная боль, расстройства сна и памяти. Яркие впечатления (волнующий рассказ, просмотренная телепередача) служат основой для ночных страхов, частых вздрагиваний и вскрикиваний, ночных снохождений. Фиксируясь, они являются стержнем детских неврозов и патологических формирований характера.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (1 голос)