Skip to Content

Диагностические методики на уроках

Конкретизация диагностической методики на материале по физике. Задачей диагностируемых учащихся было определить условия равновесия рычагов при разной комбинации величин сил и плеч. В качестве конечной цели нужно было сформулировать соответствующую объективную закономерность. Анализ решения при большом числе задач этого типа позволяет постичь как качественную характеристику способности учиться (такую, как обобщенность умственной деятельности), так и ее количественные характеристики, выраженные в показателях практической и словесно-логической экономичности мышления.

Диагностическая процедура делится на 3 этапа:первый этап носит предварительный характер, цель его — подготовка школьника к решению задач данного типа: уточнить его знание необходимых терминов, обеспечить необходимый минимум сведений. Второй этап диагностической процедуры — основной этап. Цель его — определить, способен ли школьник самостоятельно определить соответствующую закономерность. Школьникам был показан демонстрационный рычаг, с ними были кратко повторены основные понятия («плечо рычага», «равновесие»), и затем была сформулирована проблема: на основе решения ряда задач самостоятельно выделить и сформулировать незнакомую закономерность, которая в дальнейшем обеспечит — если мы ее последовательно употребим — правильное решение какой бы то ни было следующей задачи подобного типа.

Основной ориентирующий вопрос, который был написан на карточке и находился перед каждым учащимся все время, звучал так: «При каких условиях рычаг будет в равновесии?»

Далее работа развивалась так, что школьник должен был решить 30 задач, разделенных на 6 циклов. Три нечетных цикла были наглядно действенные — школьник здесь судил о том, будет ли рычаг в равновесии или нет. При манипуляции с настоящим рычагом экспериментатор удерживал рычаг в равновесии, а школьнику было предложено накладывать гирьки. При этом он должен был сказать, считает ли он, что рычаг останется в равновесии или он отклонится. Затем экспериментатор отпускал рычаг, и школьник видел, ошибся он или нет. Сразу же переходили без дальнейших вопросов, комментариев или пояснений к другой задаче цикла и т. д. В сущности, каждый цикл позволял получить достаточно информации, необходимой для выведения закономерности.

Применение проблемно-синтетического метода позволяет получить ряд качественно ценных диагностических данных, касающихся отдельных параметров способности учиться.

Конкретно:

о степени обобщенности мыслительной деятельности можно судить из анализа отдельных ответов, посвященных формулированию закономерности. Ответы можно качественно анализировать по степени абстрактности формулировки и по степени отличия существенных признаков от несущественных;
о степени осознанности мыслительной деятельности можно судить из анализа отношений между уровнем практического и словесно-логического решения проблем. Можно при этом опереться на отношение между количественными показателями практической экономичности мышления и словесно-логической экономичности мышления;

о степени устойчивости мыслительной деятельности можно судить особенно по тому, как школьник умеет руководствоваться определенным признаком и как, если ему удается этот признак сразу определить (и, возможно, сформулировать), сумеет его вновь воспроизвести в представлении, когда бы это ни потребовалось;

неустойчивость умственной деятельности проявляется в том, что вычлененный признак опущен и мышление «соскальзывает» опять на свой предшествующий, более низкий уровень;

степень гибкости мыслительной деятельности проявляется в том, что ученик переходит от достигнутого уровня путем определения какого-то признака закономерности к дальнейшим признакам, позволяющим ему лучше выразить соответствующую закономерность по всей ее широте. О степени самостоятельности мыслительной деятельности можно судить из сравнения хода решения на втором (основном) этапе диагностической процедуры с ходом решения на третьем (вспомогательном) этапе.

К дальнейшим возможностям диагностики способности учиться с помощью проблемно-синтетического метода. Общие теоретические и методологические постулаты диагностики способности учиться, которые изложила и также реализовала при своей разработке конкретных диагностических методов на материале по физике 3. И. Калмыкова, были использованы и другими авторами. В работе 3. И. Калмыковой и коллектива авторов мы находим описание диагностических методов, ориентированных на учебный материал по геометрии (В. И. Зыкова), языковому обучению (Г. Г. Сабурова), а также на область развития пространственного мышления. Легко напрашиваются и другие возможности. В каждом случае речь идет о необычайно перспективном подходе к проблематике диагностики. Но было бы, конечно, неправильно его абсолютизировать — это проблема непростая. Тем не менее он применим в силу своего концептуального характера, связи с обучением, с развитием личности, своей способности постичь процессуальность учения и т.п.

Голосов пока нет