Skip to Content

Дифференцированный подход к обучению

Под организованностью ученика следует понимать: 1) уровень умственного развития, 2) сложившееся отношение к учебе, 3) особенности самоорганизации умственного труда.

УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Для диагностики уровней умственного развития исследователи предлагают различные критерии. Эти критерии дают разные качественные характеристики мыслительной деятельности и дополняют друг друга. Суммируя их, можно составить общую картину умственного развития, которое будет характеризоваться следующими особенностями: 1) наличием определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения; 2) определенной системой приемов рациональной умственной работы; 3) совокупностью умений, позволяющих осуществлять активный перенос усвоенных приемов и способов на новые теоретические и практические задачи; 4) глубиной и полнотой анализа и синтеза; 5) развитостью качеств ума — гибкости, пытливости, критичности, логичности и др.; 6) скоростью продвижения от частного к общему; 7) экономичностью мышления, находящего кратчайшие пути к решению мыслительных задач; 8) интеллектуальной активностью и самостоятельностью, характеризующейся умением самостоятельно добывать знания, ставить и исследовать проблему, открывать закономерность.
Различная степень выраженности всех этих качеств в их сочетании и будет определять собой разные уровни умственного развития.

Разные уровни умственного развития школьников объясняются их различным индивидуальным опытом, качеством обучения и воспитания на всех предшествующих возрастных этапах, индивидуальными и типологическими особенностями каждой личности. При организации процесса обучения учителю необходимо учитывать уровень умственного развития учащихся.

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ

Отношение учащихся к учению может быть безразличным, отрицательным и положительным.

Причины безразличного неотрицательного отношения многообразны. Это и низкий уровень способности к обучению, и пробелы в знаниях, затрудняющие понимание нового материала, и физическое недомогание, снижающее познавательную активность, и неуверенность в своих силах, и посторонняя доминанта, вызванная или большим увлечением (шахматы, спорт), или сильным переживанием (длительные конфликты в семье, в отношениях с друзьями, коллективом, учителем), и другие причины. Но главной причиной безразличного и отрицательного отношения школьников к учению является отсутствие у них полноценно сформированных потребностей и мотивов познавательной деятельности.

Ведущие потребности, определяющие положительное отношение к учению, следующие: стремление к интеллектуальной активности и преодолению трудностей мыслительной деятельности, стремление к самостоятельному добыванию знаний и сознательному овладению рациональными приемами умственной работы, стремление связывать теоретические положения с практикой и практические действия с теорией.

Ведущими мотивами должны быть познавательные интересы, убеждение в необходимости разностороннего образования, а также осознание учебной деятельности как общественно значимой. Сюда же следует отнести и осознание своего общественного долга и личной заинтересованности.

Перечисленные потребности и мотивы не развиваются стихийно, а формируются в самой практике обучения. Важную роль здесь играет научная содержательность материала, его связь с практикой коммунистического строительства, проблемное и эмоциональное изложение новых знаний и высокие интеллектуальные требования, предъявляемые учащимся.

Положительное отношение к учению стимулируют не только перечисленные выше факторы, но и многое другое. Главное, чтобы ученик старался учиться не по принуждению, боясь, например, получить плохую отметку, вызвать неодобрение родителей, лишиться каких-то привилегий или удовольствий, а по побуждению, руководствуясь познавательными интересами, чувством общественного долга, стремлением преодолевать трудности в овладении сложным материалом и т. д.

САМООРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА

В процессе обучения происходят изменения не только в интеллектуальной сфере учащегося, но и в структуре всей его личности. Другими словами, происходит не только усвоение знаний и способов действий, не только овладение различными уровнями понимания, анализа, синтеза, обобщения, но и овладение своим поведением, что прежде всего выражается в способности к самоорганизации.

Самоорганизация умственного труда школьника включает умение дисциплинировать свою умственную работу, подчинять ее определенной задаче, определенному режиму. Сюда же следует отнести навыки планирования, самоконтроля и самооценки, такие закрепившиеся качества личности, как собранность, терпеливость, настойчивость, внимательность и др. Безусловно, разные школьники обладают перечисленными навыками, умениями и качествами в неодинаковой степени и в разном сочетании. Это обусловливает индивидуальные особенности самоорганизации каждого ученика.

Голосов пока нет