Skip to Content

Единственный ребенок в семье.

Слово «семья» трактуется как «семь я», как семь человек: помимо родителей в ней должно быть пять детей, пять малых, подрастающих существ. Иное положение, когда в семье единственный ребенок — самый обласканный, самый долгожданный, самый любимый, самый-самый... И в этой ситуации уже гнездится опасность отклониться от общепринятых нормативов ухода и воспитания, что само по себе чревато появлением или физической, или психической слабости.

Единственный ребенок... Часто — по разным причинам он бывает поздним, что само по себе еще не предрешает фатальных ошибок со стороны родителей, которые способны разумно и планомерно воспитывать здорового человека. Но бывают семьи, где с появлением на свет малыша коренным образом меняется ее уклад:, все сосредоточено на его кормлении и охране здоровья. Создаются поистине тепличные, оранжерейные условия, преследующие цель защитить ребенка от всех бед и несчастий, от простуд и «пагубных» влияний дворовых мальчишек. А во имя этой охраны «мобилизуются» бабушки, дедушки и другие взрослые родственники, перестраивается график труда и отдыха, разрабатывается специальная «система» поблажек и поощрений, камерного воспитания и развития проявляющихся у ребенка способностей.

С появлением единственного ребенка в семье часто воцаряется атмосфера тревожного ожидания и страха: страх перед болезнью, страх переохлаждения, опасения, что в детской компании малыш обучится дурным манерам, выражениям, и масса других ведомых и неведомых волнений и предчувствий. Они порождают целую цепь ограничений и запретов, налагаемых на ребенка: избегать прогулок, избегать ветра и дождя, избегать шумных, подвижных игр и т.д. и т.п. Он интуитивно улавливает обостренную тревогу старших за его здоровье; исподволь у него самого формируются черты тревожной мнительности, сосредоточения внимания на малейших телесных ощущениях, вплоть до физиологических отправлений. Такие дети плохо переносят боль, выглядят бледными, болезненными, худыми: обстановка тепличного воспитания в малой степени содействует физической и психической закалке, выносливости и стойкости. Да и в своем духовном развитии они представляют известное своеобразие, обращая на себя внимание склонностью к рассудительности, резонерству, ранним повзрослением, получая ярлык «Maленького старичка».

Среди типовых вариантов неправильного воспитания самыми частыми в таких условиях бывают ситуации гиперопеки и «кумира семьи». Для них наиболее характерна искусственная «соломенная» почва, как бы специально созданная для культивирования изнеженности, слабоволия, непомерного эгоизма, потребительской психологии.

В обстановке гиперопеки инициатива и предприимчивость подавляются взрослыми, которые внимательно контролируют каждый шаг ребенка, лишают его самостоятельности, активности, опережают любое его желание, тщательно следят за физическим здоровьем, опасаясь «простуды», «заразы», ограждают от общения с проказливыми сверстниками. Такие дети вплоть до школьного возраста не могут без помощи матери или бабушки одеться, поесть, привыкают, что всюду их водят за руку. Живя с постоянной оглядкой на старших, Они растут неуверенными, пугливыми, нерешительными, болезненно робкими и застенчивыми, склонными искать совета и поддержки «на стороне».

С выходом в самостоятельную жизнь, когда требуется твердость и решительность действий, человек полностью обнаруживает свою характерологическую несостоятельность: речь идет о тормозимом варианте психопатий (тревожно-мнительном характере).

В обстановке изнеживающего воспитания, безмерной ласки, в атмосфере всеобщего восхищения и почитания родителями как бы специально «вынянчивается» эгоистический, своенравный, хвастливый характер. Такая ситуация получила определение «кумира семьи». Все непомерные требования малыша выполняется любящими родителями беспрекословно, маленькие успехи и способности возвеличиваются и превозносятся, а каждый неблаговидный проступок оправдывается. На первых порах добровольно, а в конечном итоге — вынужденно — все члены семьи порабощаются ребенком, считающим себя средоточием мира. Никаких запретов для него не существует, с интересами он не считается.

Эгоцентрический тип воспитания неизбежно завершается трагедией: любовь в итоге обращается во зло, «кумир семьи» незаметно, но надолго превращается в «тирана семьи». Изолированный с детства от сверстников, он на более поздних этапах обнаруживает гротескные признаки инфантильного деспотизма. С момента выхода в самостоятельную жизнь его неизбежно подстерегают жестокие разочарования: не умея ценить товарищескую поддержку, дружбу, проявлять должную выдержку и уважение к окружающим, такой субъект часто входит в столкновение с микроколлективом.

Основа конфликта с окружающими коренится в потребительском отношении индивида: человек, который желает только получать, не может благополучно жить в обществе равных. Он вынужден только приспосабливаться, маскировать свою эгоистическую холодность и расчетливость под маской заинтересованности, увлеченности — каким-либо видом искусства или наукой. Однако и здесь они рассчитывают па чисто внешний эффект: вращаются «около искусства» и «около науки», тратя силы, возможности и таланты на достижение саморекламы и самоутверждения. В недрах такого заласкивающего, оранжерейного воспитания вызревает претензионная, истерическая личность, нередко решающая жизненные трудности и конфликты за счет демонстративного, нарочитого поведения и подсознательного «бегства в болезнь» (истерические припадки, параличи, внезапные «приступы» слепоты или немощи и т. п.).

Голосов пока нет