Skip to Content

Экзистенциальный кризис

Дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей (не отказники), отличаются от родительских детей еще и тем, что в обязательном порядке переживают кризис, через который родительские дети не проходят. Это кризис перехода из жизни в семье (какой бы она ни была) в жизнь в детдоме.

Надо отметить, что очень, очень часто жить в детдоме для ребенка лучше, чем в семье, из которой его забрали. В детдоме регулярно кормят, в детдоме чище, безопаснее, меньше шансов заразиться инфекционным заболеванием и т.д. Но даже большая разница в лучшую сторону не спасает ребенка от этого самого экзистенциального кризиса, так как у ребенка происходит резкая смена образа жизни и идентичности.

Кризис, переживаемый ребенком, это синергия нескольких кризисов, переживаемых одновременно (каждый из них имеет свою длительность, так что самая острая фаза приходится обычно на пару-тройку недель после помещения ребенка в детдом).

1. Кризис, связанный с утратой родителей (семьи). Дети-сироты переживают гибель родителей, дети-"лишенцы" - разлуку. Надо отметить, что какими бы ни были родители, у которых пришлось отобрать ребенка, он обычно все равно их любит. Разлука с ними, особенно сопряженная с рядом драматических обстоятельств, переносится им сначала очень тяжело.

2. Кризис смены идентичности. Ребенок прекрасно осознает, что из мира семей (повторюсь, какой бы семья ни была) он попадает в мир "детдомовских". Я сама удивилась, насколько четко артикулировано это осознание у детей. Не исключено, что именно его четкость способствует быстрому включению адаптационных ресурсов, и смена идентичности происходит относительно скоро после попадания, хотя весьма болезненно. Надо сказать, что, по всей видимости, в социальных низах распространено некое представление о "детдомовских", и оно негативное. Не исключено, что детдомом пугают, что быть детдомовцем осознается как стыдное. Это только мои домыслы, но я видела, что у вновь поступающих ребят стресс вызван в том числе и тем, что они Стали Детдомовскими, и предполагаю, что это вызвано некими негативно окрашенными мифами, бытующими в среде, из которой они вышли.

В общем, смена идентичности проходит очень болезненно. Не исключено, что именно в этой болезненности причина ее быстроты - как я уже говорила, дети достаточно быстро меняют идентичность и привыкают к новому маркеру "детдомовский". Я думаю, что если бы этот процесс был бы растянут во времени, им приходилось бы гораздо хуже. А так он острый, болезненный, но быстрый.

3. Кризис смены образа жизни. Это важный момент. В детдоме многое не так, как там, откуда забрали ребенка. Ему надо учиться жить в коллективе (не просто играть или даже пропадать на улице, а жить 24 часа в сутки), запоминать, что можно, что нельзя, осваивать территорию и т.д.

5. Кризис интеграции в субкультуру. Ребенок оказывается в ситуации, когда он чужой среди своих. Мало того, что он просто "новенький", - он новенький и в том смысле, что еще не знает, что и как принято делать, не знаком с ритуалами, словечками, привычками, правилами той среды, в которой очутился. Грубо говоря, ребенок еще от смерти родителей не отошел, а ему уже надо запомнить, как и в каких обстоятельствах происходит "вызов на дуэль", какие слова под запретом, какие слова что значат (у детдомовцев есть несколько собственных арготизмов).

Однако надо отметить, что адаптационные ресурсы ребенка, по всей видимости, огромны (Дуся!), и интеграция в субкультуру детдомовских происходит довольно быстро. Через 2-3 месяца новенького уже не отличить от стареньких. Есть и случаи, когда интеграция происходит просто стремительно (2-3 недели), и я подозреваю, что это не что иное, как проявление актерских талантов маленьких засранцев.

5. Кризис надежд. Опять же, какой бы семья ни была, у ребенка, растущего в ней, всегда есть определенный надежды. Что "папка" бросит пить, "мамка" устроится на работу, брат выйдет из тюрьмы и всем наваляет, что их коммуналку расселят и т.д. Грубо говоря, надежды - это непременная составляющая любой человеческой жизни и могут служить неким индикатором этой самой жизни. Так вот, когда ребенка забирают в детдом, надежды, которые он питал, живя в семье, умирают все и сразу. Потом их место заступят новые надежды, содержательно другие, но прежде чем это произойдет, ребенок переживет тяжелый период гибели всех надежд.

Таким образом, психика детдомовских детей в любом случае будет отличаться от психики детей родительских, так как ими пережит глубокий многосторонний кризис, которого избежали родительские дети.

Что из этого следует?

Ребенок в таком состоянии крайне неадекватен. Он живет либо как в тумане, либо, наоборот, в взвинченном состоянии. Он не может нормально оценивать людей, факты, события. Многие дети часто плачут, многие становятся задиристыми, многие пребывают в состоянии какой-то летаргии (очень тормозные, тихие, не сразу понимают, что им говорят, и пр). Только по окончании кризиса и после адаптации к новому состоянию проявляется их личность.

Мальчик, у которого отец убил мать (я забыла сказать, что ребенок при этом присутствовал), поступил в октябре и где-то до января-февраля пребывал в очень тяжелом состоянии. Какой он - было совершенно непонятно. Он плохо говорил, практически впал в некую идиотию. Хорошо, все понимали, что это сильный невроз, и не сдали его в приют для умственно отсталых. Потому что к весне он ожил и стал веселым, бойким ребенком, очень и очень сообразительным. На втором или третьем месте по успеваемости стал, при том, что первое полугодие было им практически пропущено.

Это я все к чему. Опасность шефства над ребенком, только-только поступившим в детдом, заключается в том, что переживающий кризис ребенок остается для шефа террой инкогнитой. Он может оказаться хорошим, замечательным, добрым и умным ребенком (их есть в детдоме), а может вороватым, нечестным, злым и пр. Я понимаю, что вороватые и злые тоже люди и все такое. Но чтобы шеф оказался в ситуации, когда его квартиру обносят по наводке подшефного, тоже бы не хотелось. Я исхожу из посылки, что дружба и даже отличающееся от нее, более иерархическое шефство - это обоюдные понятия.

Мне можно возразить - как же так, неужели ребенок должен переживать весь этот ужасный кризис, чтобы в квартире шефа остался домашний кинотеатр?

Нет, скажу я на это. Не для этого. А для того, чтобы злые, вороватые, нечестные дети не оказались в ситуации "жизнь меня кинула, но какой-то лох взялся мне помогать, мы обнесли его хату, купили водки и напились". Потому что неадекватно мыслящий в период кризиса ребенок с предрасположенностью к криминальным действиям вполне способен в такой ситуации вместо детдома оказаться в тюрьме. Из которой он выйдет законченным преступником.

Вороватым, нечестным и злым детям тоже надо помогать, и, возможно, помощь станет фактором влияния на их личность не в худшую, а в лучшую сторону. Но не в период кризиса.

А распознать в этот период, какой ребенок какой, очень трудно. На моих глазах ошибались достаточно опытные педагоги.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4.9 (15 голосов)