Skip to Content

Формирование личности

Принципиальное значение фактора сознательности для субъективной основы личности определил С.Л.Рубинштейн, который противопоставляет 2 главных способа отношения человека к жизни: «Первый способ заключается в том, что жизнь не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек.

Сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т.п. Здесь человек весь, а цели внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознанное как таковое.

Такая жизнь выступает почти как природный процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью». И далее Рубинштейн добавляет, что жизненная стабильность, нравственный уровень образа жизни здесь происходят от постоянства и прочности непосредственных отношений, в которые он органически включен и из которых естественно исходит. Но если нарушается эта его непосредственная база отношений, автоматически происходит потрясение всей личности, которая тем самым утрачивает свою основу. Однако рефлективность - новое качество детерминации поведения.

Мировоззренческие чувства позволяют индивиду решать, верно ли он воспринимает ход обстоятельств данной ситуации. Сознательность становится центральным фактором ориентации и саморегуляции личности, что находит свое выражение в определенном качестве ее деятельности и отношений, которые являются деятельностью и отношениями субъекта.

Конкретно выделяются: плановость, связанная с предвосхищением их хода и результатов при выборе разных вариантов продвижения; самостоятельность в решении проблем и задач, связанных с позицией индивида в его отношениях; самостоятельность, основанная на высокой степени компетентности, что означает кругозор и значительную независимость от помощи других; способность к разделению труда и организации общественной деятельности благодаря знанию границ своих возможностей и обдумыванию возможного вклада, как собственного, так и других, в достижение общей цели; ответственность за выполнение принятых задач и достижение предполагаемых результатов; конструктивная критичность и самокритика при оценке достигнутых результатов и эффективности продвижения вперед; органическая заинтересованность, активность в успехе реализации принятых задач.

Дефиниция индивидуальной личности только уточнила утверждение, что не каждый индивид является действительной актуальной личностью. Ею не является ребенок, а следовательно, и школьник. Наконец, ею не будет и взрослый человек, задерганный обстоятельствами, за которыми не видит советов или их не понимает, в которых не умеет разобраться, найти решения. Личностью не будет человек, терроризованный собственной импульсивностью, человек субъективистский, но не субъектный. С другой стороны, однако, каждый человек — это потенциальная личность, следовательно, ею является и школьник. Корни этого в двух источниках:

1. Его располагает к этому уже сама его биопсихосоциальная конституция. Человек, как биосоциальное существо, владеет предпосылками, чтобы стать общественным существом, сознательно действующим, т. е. личностью, способной посредством разделения труда изменять природу, общество и себя самого и овладеть всем этим. В этом смысле, таким образом, предпосылки быть личностью заложены в каждом человеческом индивидууме. Актуализация этих предпосылок, конечно, зависит от наличия целого ряда условий.

2. Его располагает к этому внешняя общественно-культурная действительность. Мир развитых общественных отношений и культурных явлений — это опредмеченная апелляция к индивиду (его внутренним предпосылкам), чтобы индивид стал личностью, чтобы занял позицию, чтобы решал, чтобы взял на себя ответственность, чтобы квалифицировал себя, стал компетентным, нравственным, ориентирующимся, образованным и т. п. В этом смысле, таким образом, потенции быть личностью заложены вне индивидуума во внешнем мире, который его окружает.

Чтобы оба эти источника вылились в возникновение и развитие личности конкретного индивида, они должны эффективно диалектически соединиться. Но это соединение не всегда происходит автоматически. Так, например, внешняя общественно-культурная действительность не всегда воздействует таким образом, чтобы поддержать внутренние предпосылки индивида там, где это нужно, чтобы обратиться к нему и привлечь для формирующего его личность развития, либо сам индивид в своей жизни ориентируется вне потенций своей личности, заложенных вне ее, не черпает из них возможностей, или его способности недостаточны для решения задач, через которые его жизненный путь ведет к формированию личности, и т. п.

Современный общественно-культурный мир, наконец, настолько сложен, отличается такими противоречиями с точки зрения отношения к потенциальной личности, что выше сил самого индивида и близких ему людей, которые его непосредственно окружают, полностью реализовать его личностное развитие. И для самого индивида, и для самых близких ему людей всегда тяжело разобраться в своей личностной потенции. Ему должна быть оказана специальная, профессиональная, квалифицированная, систематическая, воспитательно-образовательная помощь и руководство, согласующие самым эффективнейшим способом внешние и внутренние источники развития его личности. Главные институты для оказания этой помощи и направления (руководства) в детстве и созревании — учебно-воспитательная система, школа.

Голосов пока нет