Skip to Content

Формирование успешности ученика

Продолжение (см. http://my-volga.ru/content/predposylki-uspeshnosti)

Для ограниченного (сокращенного) языкового кода, напротив, типично, что речь усвоена только в самой тесной связи с материально-предметной действительностью, только как инструмент приказа и запрещения, инструкций, действующих безоговорочно, или же как средство опредмеченных связей и сообщения основных настроений индивида, следовательно, не как катализатор проблем, вопросов, задач, которые надо заманчиво сформулировать, по-новому осветить, решить, аргументировать, продискутировать и т. д. В то время как функционирование ограниченного языкового кода скорее фиксирует действительность и подчиняет индивида ее определенной форме, функционирование развитого кода подчеркивает активность индивида как умственно деятельного и творческого субъекта.

Возникновение соответствующего кода связано с преобладающими формами коммуникации между членами непосредственного социального окружения ребенка — прежде всего между самим ребенком и членами его семьи. Тенденция к закладыванию у ребенка развитого языкового кода поддерживается в том случае, когда родители своей заинтересованностью и вниманием стимулируют речевые проявления ребенка, свидетельствующие об увлечении проблемными аспектами ситуации.

Если они есть, то следует выслушать ребенка, реагировать на это понятным ему способом и стимулировать его мысль, предоставляя повод задавать себе и другим новые вопросы, поиграть с альтернативами решений. Важно, чтобы ребенок не стыдился своей речевой спонтанности, чтобы он был уверен, что взрослые ее воспринимают серьезно, особенно тогда, когда он сталкивается с чем-то новым. Важно также, чтобы родители демонстрировали в своей речи, в разговорах, в том числе и тех, в которых ребенок не участвует непосредственно, развитые возможности разработанного речевого общения.

Вероятность ограниченного языкового кода усиливается ситуацией, при которой взаимный контакт между ребенком и членами его семьи ограничивается приказами, запрещениями, инструкциями, а также когда непривычные речевые проявления ребенка, свидетельствующие о наивной попытке понять отношения между речью и реальностью, вызывают раздражение взрослых.

Языковой код глубоко закрепляется в структуре личности уже в конце дошкольного возраста и проявляет тенденцию и в дальнейшем оставаться неизменным. Дети, у которых сформировался ограниченный языковой код, по сравнению с детьми, обладающими развитым кодом, уже с I класса оказываются в очень невыигрышном положении. Их продуктивность и общее интеллектуальное развитие замедлено, статистически очень значимо. Особенно это касается форм занятий более высокого уровня, которые представляют для них чрезвычайные затруднения.

Дело в том, что ученик не имеет необходимых умений и навыков оперирования абстрактными понятиями, являющимися органической частью развитого освоения языка, и упорно держится самых элементарных форм использования языка (например, описаний), связанных с конкретными явлениями и впечатлениями. Это создает барьер к получению более высоких форм образования. Такой ученик неловко, топорно и неточно общается с учителем, чем отличается от товарища, для которого владение развитой речью является чем-то само собою разумеющимся. Тем самым он создает у учителя впечатление о себе как об индивиде с ограниченными способностями, плохо воспитанном и даже дерзком, «трудном» ученике. Это вызывает у учителя реакции, которые, в свою очередь, углубляют несовместимость обоих коммуникантов — учителя и ученика. Подобный ученик плохо реагирует в ситуациях опроса, экзамена, которые в большинстве случаев, наряду с проверкой степени овладения материалом, включают и непроизвольный контроль качества языкового проявления, неосознанно принимаемого за показатель уровня знаний.

Голосов пока нет