Skip to Content

Гипоопека, «золушка» и «трудные» подростки

Психологи и психиатры давно обратили внимание на роль дефектов воспитания в появлении разнообразных характерологических деформаций будущего взрослого человека. Содержание отношений в семье определяет духовный уклад ребенка, обогащает его нравственный мир, способствует формированию цельной личности. При нарушенных, отклоняющихся внутрисемейных отношениях в структуре личности образуются существенные изъяны, которые могут стать основой для невротических и психопатических состояний. Скандалы различной степени накала бывают во многих семьях, однако там, где отношения между отдельными ее членами основаны на принципе любви, доверия и взаимовыручки, они довольно легко переносятся, а горечь от них выветривается быстро, не оставляя следа. В семьях с отношениями враждебности, отчуждения, неприятия друг друга любой, даже пустячный конфликт становится принципиальным, ссора тлеет, не затухая, на протяжении многих лет.

Если между родителями устанавливаются кризисные взаимоотношения, семья начинает распадаться, утрачивает свою внутреннюю структуру. В результате возникают «неполные семьи» (без одного или обоих родителей), ребенок остается на попечении бабушки или дедушки, ближайших родственников. Уже отмечали пагубное влияние «лишения любви» со стороны матери, ибо материнское воспитание является важнейшим и невосполнимым, незаменимым фактором в становлении будущей личности. Насколько это верно, видно из удачной перефразировки датским психиатром Хансеном старого изречения: «Дайте мне хороших матерей, и я сделаю мир счастливым!»

Изучено много путей, по которым неблагоприятная семейная среда влияет на поведение ребенка. Прежде всего в силу развитого рефлекса подражания он может легко усвоить стереотипы реагирования одного из родителей, отличающегося невоспитанностью, грубостью и необузданностью характера. Это так называемые реакции имитации (подражания), которые, закрепляясь, МОГУТ принять затяжной характер. В условиях частых семейных ссор, словесных перепалок или безобразных драк дети легко усваивают несдержанность эмоций, грубость и возбудимость. Нельзя воспитывать грубостью и злом.

Другой детско-подростковой характерологической реакцией на неблагополучную внутрисемейную обстановку является протест (ОППОЗИЦИИ). Ребенок, будучи постоянным свидетелем пьяного поведения отца, его куража над беззащитными членами семьи, становится ознобленным, взъерошенным, нелюдимым, высказывает свое отрицательное отношение к отцу даже после того, как тот прекращает выпивки. Иногда в качестве противовеса разгульному и грубому поведению родителя подросток воспитывает в себе внутреннюю сдержанность, постоянный самоконтроль, дает «клятву на всю жизнь» отказаться от приема спиртных напитков, вести трезвый образ жизни. С учетом такого оппозиционного развития подростка многим, родителям следует в корне пересмотреть свое поведение в семье.

В работах выдающегося психиатра О.В.Кербенкова описаны основные варианты неправильного семейного воспитаний, которые отчетливо коррелируют с последующей аномальной структурой развивающейся личности. Как правило, имеют место не отдельные пробелы и ошибки в воспитательном процессе, а система отрицательного (в первую очередь, эмоционально-волевого) воздействия на ребенка. Давайте же проследим эту роковую взаимосвязь между типами дефектного воспитания детей и особенностями их характерологического склада.

В некоторых семьях с неблагополучной бытовой обстановкой, частыми выпивками и постоянными скандалами ребенок с ранних лет растет, как сорная трава, лишенный родительской ласки и теплоты, целенаправленного воспитания. Эту ситуацию определяют как гипоопеку, а ее крайнюю степень — как безнадзорность. В подобной обстановке ребенку не достает общения, приобретенные им знания весьма хаотичны и непоследовательны, речевой запас беден, нравственные принципы нестойки. Целиком предоставленный нездоровому влиянию «улицы», он легко поддается дурному влиянию, слепо выполняя волю более старших товарищей с криминальным поведением.

Недостаток знаний и навыков, скупость духовных запросов, отсутствие трудовых навыков приводят весьма рано к нарушениям поведения в школе (плохая успеваемость, побеги, с уроков, дикие хулиганские выходки по отношению к более слабым сверстникам, конфликты с педагогами и т. д.). Не обучившись сдерживать свои чувства, он по малейшему поводу дает вспышки ярости, недовольства, устраивает шумные скандалы, жестоко избивая своих недругов. Ранними спутниками его жизни становится курение и прием спиртных напитков, а в подростковом возрасте — случайные сексуальные связи. В состоянии опьянения асоциальные поступки становятся особенно дерзкими и опасными, поэтому весьма часто такие подростки подвергаются дисциплинарным наказаниям. В целом подобное воспитание ведет к формированию возбудимого склада характера: аномальное поведение в последующем становится постоянным, что делает жизнь родных и близких невыносимой.

Чрезмерно суровое, директивное воспитание по типу «неприятия» ребенка напоминает сказочную ситуацию Золушки. Ребенок в семье подвергается частым и незаслуженным оскорблениям, жестоким побоям, противопоставляется остальным (чаще всего более младшим) детям. Такой отвергаемый подросток лишен желаемой душевной теплоты и ласки, его достоинство попирается, интересы ущемляются, навязывается единственно допускаемая линия поведения.

Постоянный жесткий окрик, понукание, морализирование, неоправданные запреты снижают активность ребенка. Вся его деятельность сводится к домашним делам (уход за более младшими братьями и сестрами, заботы по кухне, стирка белья), не оставляя времени для самостоятельного чтения, выхода в кино, прогулок на свежем воздухе. В обстановке серой будничности и беспросветности девочка часто прибегает к фантазированию, рисуя в воображении картины социального успеха и всеобщего признания. В отличие от сказочной истории в реальной жизни все заканчивается печально: в подобных условиях подростки вырастают робкими, забитыми, нерешительными (астенический тип психопатии) или, наоборот, раздражительными, недовольными всем и вся, пронося через жизнь озлобление и ненависть к своим воспитателям (истерический вариант психопатии).

По мере возрастной эволюции ребенка горизонт его мировосприятия неизбежно расширяется, выходя за рамки семейного коллектива. И здесь его могут поджидать «сюрпризы», вызванные недостатками воспитании. По этой причине чрезмерно опекаемые дети, не участвующие в групповых играх, не посещающие детского сада, часто испытывают в периоды затруднения в общении, выглядят изолированными. И, наоборот, заслуженной любовью и популярностью у сверстников пользуются деятельные, предприимчивые, общительные ребята.

Совершенно изолированно на социологической «карте» разбросаны отвергнутые одиночки, с которыми другие дети избегают общения. Ими оказываются глубоко несимпатичные, грубые, эгоистические натуры: лишенные теплого социального контакта и умения постигать переживания окружающих, трудно приспосабливающиеся к cредовым влияниям, они не находят должного контакта ни с кем из сверстников, слывут «трудными», «неподдающимися».

Изучение «трудных» подростков психологами показало, что все они оказались в положении «робинзонов». Вот некоторые особенности их биографии: почти все они трудно учатся, легко поддаются дурному влиянию, слабовольны, грубы, вспыльчивы и агрессивны, довольно рано приучаются к сквернословию, курению и спиртному.

Вот одна краткая история жизни: Петя Б., 14 лет, происходит из семьи, где отец беспробудно пил, старший брат рано приучился к наркотикам; мать забитая, безропотная женщина с утра допоздна работала, чтобы содержать многодетную семью. В семье всегда сохранялась атмосфера напряженности, жестоких побоев («отец порол за дело и без дела»). Пробовал несколько раз убегать из дома, но его возвращали и наказывали. Очень скоро научился выпивать, воровал в школе и у соседей, запустил учебу в школе, собирал на стадионе бутылки и на полученные деньги выпивал с более взрослыми ребятами. Неоднократно доставлялся в комнату милиции, однако воспитательные меры приносили кратковременное исправление. В спецшколу был направлен после того, как в компании с другим сверстником ограбил сельпо. Медико-педагогические воздействия, проводимые на протяжении двух лет, к моменту обследования дали желаемый эффект: появились позитивные социальные установки, с охотой участвовал в трудовых процессах, намеревается стать трактористом.

Зачастую напускная грубость и вызывающее асоциальное поведение «трудных» детей служат лишь «защитным механизмом формирующейся личности. Их упрямство и вспыльчивость, лживость и кажущаяся жестокость, нелюдимость и робость имеют на поверку четко обусловленную социальную природу, которую можно раскрыть при чутком и внимательном подходе. Такую большую, благодатную работу по «реконструкции» «трудных» подростков осуществляет инспекция до делам несовершеннолетних, позволяющая усилить изголодавшихся по ласке и пониманию подростке постепенно добра. «Строгая доброта» — вот лейтмотив направленного внимания на «трудного» подростка, обрезающего заново высокий нравственный смысл своего существования.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (3 голосов)