Сон разума рождает чудовищ
Ф.Гойя
Сон разума рождает чудовищ
Ф.Гойя
|
Досье "Expert": Видро Владимир Леонидович закончил в 1973 году физический факультет и аспирантуру Саратовского Государственного университета. Работал на производственном объединении "Тантал" до 1994 года в должности заместителя генерального директора по развитию. В 1995 организовал и возглавил Школу бизнеса "Диполь". Увлекается альпинизмом, путешествиями. Женат, имеет двоих дочерей.
- Как Вы относитесь к реформам классического образования, таким как введение ЕГЭ и бакалавриата?
В.Л.Видро: - Я думаю, что это позитивные изменения, потому что совсем не всем людям надо заканчивать максимально полный курс образования. В России сейчас количество выпускников школ меньше, чем количество мест в вузах, поэтому, конечно, совершенно разумно то, что высшую ступень образования должны получать не все, а отдельные люди. Более насущной проблемой является то, как сделать так, чтобы люди, которые способны хорошо учится, имели возможность получить хорошее образование без соблазна получать ни за что хорошие оценки. Одна из современных бед — низкое качество образования у молодых людей, которые пошли учиться в конце 90-х – начале 2000-го года. Поэтому основная задача, конечно, сделать образование качественным.
- А к ЕГЭ как относитесь?
- ЕГЭ хорош как школьный экзамен. Мне кажется, для приёма в вузы он может быть только основой. Т.е. те, кто сдали ЕГЭ на приличную оценку должны получать право сдавать экзамены в вуз или по крайней мере проходить собеседование, чтобы вуз мог отобрать лучших, наиболее подходящих для его профиля.
- Как вы считаете, в связи с кризисом бизнес-образование изменилось?
- Безусловно. Люди труднее принимают решение о том, что нужно идти учится. Несколько изменились приоритеты. Многие отложили обучение на последующие годы. Если до кризиса потребности у людей были связаны с перспективами развития, то сегодня основная потребность в том, чтобы обрести навыки, которые дадут быстрый результат. Мы во многих своих программах и тренингах стараемся переориентироваться. Хотя можно сказать, что постепенно ситуация восстанавливается.
- Сейчас много говорят о деградации населения России. Что Вы думаете об этом?
- Проблема такая, несомненно, есть. Я думаю, что в значительной мере это связано с некачественным образованием. Люди, которые не имеют хорошего образования, не получили опыт предыдущих поколений. Это люди, которые начинают жить с нуля. У них нет ни культурного, ни образовательного, ни нравственного базиса для того, чтобы вести себя правильно. Это первая проблема. Второе с чем связана эта деградация, как я полагаю, это то, что многие люди не видят для себя перспективы, а точнее видят её искажённо. В силу многих обстоятельств в обществе сложились представления о том, что человек, не затрачивая труда, должен сразу получать всё. Совершенно необходимо, чтобы ценности менялись. Если ценности удастся поменять, то молодёжь будет себе адекватно представлять, что для того, чтобы что-то иметь надо много и активно работать, в том числе получать образование. Кстати, необязательно высшее. Ведь хорошим рабочим сейчас вообще быть не принято, не то, что не престижно, просто не принято. Всем кажется, что идти в продавщицы нужно только с высшим образованием, что является огромным заблуждением. Сейчас амбиции молодых людей существенно превосходят их реальные возможности. С этим связано много разочарований - отсутствие правильно поставленных целей, нежелание работать.
- Какой совет Вы бы дали молодым людям, которым трудно определиться (т.е. которые не знают, какую профессию, работу выбрать)?
- Любой специальности надо учиться. Есть два типа карьеры: вертикальная (переход по уровням иерархии) и горизонтальная (совершенствование себя как специалиста). Для подавляющего большинства людей реальной является только горизонтальная карьера. Должностей руководителей и начальников не так много. Люди с детства должны себе представлять, что все не могут быть руководителями.
- Успешным предпринимателем может стать каждый или для этого нужны какие-то изначальные качества?
- Статистически известно, что практически во всех странах мира, в среднем, способны быть предпринимателями около 3% населения. Это люди, которые достаточно активны, чтобы начать своё дело, достаточно рискованны, чтобы уметь вкладывать средства с риском (а бизнес всегда риск). Это люди, которые готовы нести ответственность за своё дело и за свою судьбу, за судьбу других людей. Остальные 97% населения предпочитают работать наёмными работниками, чтобы ответственность за них несли предприниматели или государство.
Когда речь идёт о бизнес-образовании, чаще всего речь идёт именно об обучении менеджеров - грамотных управленцев. Конечно, предприниматели должны знать основы управления и ведения бизнеса. Но научить быть предпринимателем невозможно. Можно человеку, который является предпринимателем, который готов что-то активно делать: искать средства, вкладывать, привлекать людей, собирать идеи, организовывать, отвечать, продавать и. д., в Школе Бизнеса его можно научить НЕКОТОРЫМ дополнительным управленческим идеям.
- Так кто же может стать руководителем?
- Во-первых, хороший руководитель должен обладать задатками лидерских качеств, то есть понимать свою цель и уметь ставить цели перед другими людьми. Во-вторых, должен понимать цели той организации, в которой он работает и ради этого уметь работать. Не менее важно быть очень трудолюбивым и уметь побуждать людей делать работу. Я глубоко уверен, в том, что действительно стоящий руководитель должен быть образованным и культурным человеком. Иначе он никогда не сможет построить нормальных отношений ни со своими сотрудниками, ни с партнёрами, ни с поставщиками, ни с потребителями. Ведь все эти категории людей имеют разные ценности, разные потребности, разную веру, разное образование, разный цвет волос, по-разному одеваются... И со всем этим огромным разнообразием людей надо уметь строить хорошие отношения. Это может делать только культурный и образованный человек.
- Расскажите немного о программе МВА. На кого она рассчитана?
- Программа мва рассчитана на руководителей высшего звена, на топ-менеджеров, которые вносят большой вклад в развитие своих компаний. Это программа, которая позволяет людям эффективно управлять организацией, то есть быть руководителем, который может соответствовать требованиям рынка: правильно строить стратегию, правильно строить организационную структуру, правильно работать с людьми в организации. То есть степень "Мастер делового администрирования" - это высшая академическая ступень в бизнес-образовании.
- А DBA?
- DBA не является академической степенью, это фактически научная степень. DBA крайне редкая степень. Она не является популярной в бизнес-образовании, поскольку фактически она представляет интерес только для людей, которые занимаются управлением, менеджментом или бизнесом как наукой. Для практикующего менеджера, для того, кто непосредственно занимается управлением, организацией, высшей ступенью является MBA.
- Как ориентироваться в качестве программ MBA? Их так много…
- Да, действительно, существует множество программ MBA. Всего около 900 программ во всём мире. Чтобы ориентироваться в качестве этих программ, существуют специальные международные организации, которые аккредитуют эти программы по их уровню качества. Всего 4 организации. И во всём мире существует всего 20 программ из этих 900, которые имеют аккредитацию всех 4х организаций, в частности программа ОУ Великобритании, которую фактически мы в международном институте менеджмента ЛИНК и нашей ШБ Диполь продвигаем. Это достаточно редкая программа - одна из 6ти программ, которая имеет международную аккредитацию, то есть подтверждение международного уровня качества. В Саратове, кроме нашей, таких программ нет.
- При поступлении на программу MBA проводятся какие-то испытания?
-Знаете, это по-разному устроено в разных ВУЗах. На наши программы может поступить любой. Одна из идей, которая заложена в эти программы - каждый должен иметь возможность пройти обучение такого уровня. Сможет ли человек полностью это воспринять, использовать, понять, освоить, приобрести навыки? Зависит от того, насколько он будет стараться. Поскольку это образование не бюджетное, а платное, любой человек имеет право заплатить и сделать покупку - приобрести высшую ступень.
- То есть даже не обязательно иметь высшее образование, чтобы получить степень MBA?
- Если человек хочет получить диплом государственного образца в этой степени, то он должен иметь высшее образование. Есть некоторые ограничения, скорее даже, не ограничения, а рекомендации. Мы рекомендуем на программах MBA обучаться людям, которые имеют уже, по крайней мере, 3 года управленческого опыта, поскольку наша система образования построена на переосмыслении своей практической деятельности. Человек, который у нас обучается и узнаёт какие-то новые идеи, теории, концепции, может их сразу применять в своей практической работе. Кстати, у нас училось несколько очень талантливых самородков-предпринимателей, которые имели только среднее образование.
- Есть какая-то специфика российского бизнеса и как в связи с этим отличаются наши программы MBA от западных стандартов?
- Специфика бизнеса, конечно, есть. Она связана со многими обстоятельствами. В первую очередь - с законодательной системой, которая есть в разных странах. Кроме того, она связана с разными культурными особенностями людей в разных странах, с разной ментальностью. Есть вещи, которые универсальны. Лучшие программы MBA построены на изучении этих универсальных вещей. Приведу пример: какова бы ни была культура народа и каково бы ни было законодательство в стране, людей нужно мотивировать. И методы мотивации во многом универсальны. Или второй пример. Разные рынки разных стран устроны, конечно, по-разному. Но, тем не менее, на всех рынках необходимо уметь правильно ставить цели, правильно сегментировать, уметь понимать своего покупателя и потребителя и стремится удовлетворить его потребности. В России, где очень любят говорить о национальных особенностях, от охоты до бизнеса, многие иностранные компании очень успешно работают и очень успешно привносят свои методы и идеи в бизнес. Как раз те, кто рассказывает исключительно о национальных особенностях, часто подразумевают под этим неумение правильно строить работу, вести дела, управлять финансами.
- В чём особенность системы обучения БШ «Диполь»?
- Система называется официально дистанционной, но это не обучение через интернет. Мы комбинируем разные методы преподавания. Все наши студенты получают в собственность набор уникальных учебников, насыщенных примерами из практики самых разных стран мира, в т.ч. российских. Преобладают практические занятия, семинары в активной форме, с прямым общением студента и тьютора.
Каждый студент должен написать несколько рефератов о том, каким образом он применяет на практике, в своей организации те идеи, которые изучает в теоретической части курса. Тьютор комментирует насколько грамотно человек применил изученные теории на практике. Есть практика интернет-конференций, где обучающиеся и Тьютор обсуждают самые разные управленческие проблемы. На выездных школах обучение ведется методом погружения.
Наши слушатели — это работающие люди. Значительная часть из них топ-менеджеры, директора. Но с другой стороны, наше обучение создаёт очень тесный плотный контакт между тьютором, Школой бизнеса, студентами. Гораздо более тесный, чем в обычных вузах. Каждый студент может получать сколько угодно индивидуальных консультаций
- А вы поддерживаете связь с выпускниками?
- Мы поддерживаем связь практически со всеми. Выпускники часто приходят вновь на новые программы и семинары, посылают своих сотрудников и подчинённых к нам учиться, потому что сами понимают какую пользу от этого можно получить. Более того, хотят, чтобы их подчинённые разговаривали с ними на одном управленческом языке.
- А что вы можете сказать о тьюторах?
-Наши тьюторы - это люди, которых мы тщательно отбираем. К ним предъявляется целый ряд требований. Во-первых, они сами должны обязательно быть практикующими менеджерами. Большая часть наших тьюторов - это руководители предприятий, которые полностью прошли обучение по нашим программам. Кроме того, они проходят официальный курс для тьюторов, специальную полугодовую стажировку у опытных тьюторов, а также переподготовку примерно раз в год. То есть это уникальные люди, которые не только являются успешными руководителями, но и умеют передавать свои знания.
- А у вас есть выпускники, которыми вы гордитесь?
- Безусловно, таких много. За годы, которые мы работаем, примерно 1500 человек обучалось на наших курсах, 500 из них являются директорами или заместителями директоров разных компаний.
-А между ними могут устанавливаться какие-то деловые контакты?
- Конечно. Они часто встречаются на наших занятиях, на выездных школах. Часто завязывают партнёрские контакты. Часто бывает, что организовывают совместный бизнес, дружат.
- БШ Диполь предлагает образовательные программы для детей, выпускников школ?
- У нас есть отделение, которое занимается языковыми программами. Программы для обучения детей, школьников пока находятся в стадии разработки.
- Каковы ближайшие планы развития Школы Бизнеса?
- Мы стараемся расширить свой портфель продуктов. Появились новые программы по маркетингу, логистике, финансовому моделированию, новые семинары и тренинги лидерству, финансовому менеджменту, образованию и построению организации.
- Несколько слов о себе. Ваша любимая книга?
- В большинстве читаю философские или исторические. Из философских - Тейяр де Шарден, «История человечества».
- Музыка?
- Бардовские песни.
- Благодарим за интервью!
ВУЗы |
Ресурс содержит материалы 12+