Сон разума рождает чудовищ
Ф.Гойя
Сон разума рождает чудовищ
Ф.Гойя
|
Досье "Expert": Абросимова Юлия Александровна, зам. директора Научно-практического центра Эриксоновской Коммуникации, родилась и выросла на Дальнем Востоке. В Саратове закончила отделение психологии СГУ, работала психологом на предприятии. С 1989 по 1994 г. – участник и организатор международных семинаров-тренингов по НЛП и эриксоновскому гипнозу в России и США. С 1995 г. – соучредитель двух психологических центров в Саратове. Автор 25 научных статей, свыше 60 тренинговых программ, практикующий психолог, тренер.
"Expert": - Как Вы оцениваете уровень развития психологических услуг в г.Саратов?
Ю.Абросимова: - Услуги со стороны практикующих психологов – пока весьма средне. Потенциал у психологов большой, а вот возможностей его проявить значительно меньше. Например, тренинги с психологическим уклоном в организациях часто проводят не психологи, а сотрудники этих организаций – так дешевле и доверия тренеру больше. А многие психологи по окончании вуза длительное время скитаются по разного рода клиентским и эзотерическим группам, в лучшем случае – психологическим школам в качестве их участников, пытаясь личностно «проработаться» и войти в свою профессию. Что же касается психологического консультирования людей и организаций – здесь чаще обращаются к психологам и они могут себя профессионально реализовать. Возникает другая проблема: психологу интереснее сам процесс консультирования (чем дольше консультирует, тем больше совершенствуется в своем мастерстве), а клиенту нужен результат. Специалист, умеющий соблюдать этот баланс интересов, уже может себя называть практикующим психологом.
"Expert": - А уровень образования для молодых специалистов в Саратове? В России?
Ю.Абросимова: - Поскольку я уже давно не молодой специалист, то оценить предоставляемый вузами уровень образования довольно трудно. Все же по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого столетия есть явные улучшения в программах. Приветствуется разнообразие концепций в духе постмодерна, правда есть и обратная сторона – все это трудно систематизируется - и приходит молодой специалист с увлекательной кашей из теорий и методов в голове на свое рабочее место…
"Expert": - Сколько времени требуется для изучения НЛП в объеме, достаточном для дальнейшего консультирования, коммерческого использования НЛП в практике специалиста?
Ю.Абросимова: - Для молодого специалиста-психолога – минимум год, так как ему еще предстоит становление в своей профессии, а в процессе освоения методов НЛП их необходимо практически использовать не только на себе, но и на тех, кто запрашивает у тебя помощи. Я специально не говорю «на клиентах», поскольку их может еще и не быть на этой стадии, это как правило, родственники, друзья. Начинающие психологи также запрашивают и получают супервизию по поводу своих первых шагов в консультировании методами НЛП.
Опытным психологам для «врастания» в методы НЛП достаточно примерно 10 занятий по 2-3 часа, как правило, в режиме коучинга. Специалистам не-психологам, например, желающим применять НЛП в бизнесе – от нескольких часов до нескольких лет, все зависит от объема запроса.
Согласно международным стандартам обучения НЛП, любой курс должен составлять не менее 120 часов - вне зависмости от базового образования обучающегося.
Опытным же психологам для "врастания" в методы НЛП достаточно примерно 10 занятий по 2-3 часа, как правило, в режиме коучинга. Специалистам не-психологам, например, желающим применять НЛП в бизнесе - от нескольких часов до нескольких лет, все зависит от объема запроса. Главные критерии успешного обучения НЛП - сформированные навыки и стратегии его профессионального использования, а также гармонизация личности обучающегося и его отношений с миром.
"Expert": - Можно ли научить любого гипнозу или гипнотизеру нужны какие-либо природные задатки? Гипноз -- это инструмент работы для каких специалистов и для каких случаев.
Ю.Абросимова: - В принципе, основам наведения транса из курса эриксоновоского гиноза можно обучить практически любого не обремененного психическими заболеваниями человека. Многие пытливые граждане уже освоили простейшие навыки гипноза по многочисленным самоучителям и пробуют все это использовать, иногда даже удачно. Но подготовка не кустарного, профессионального гипнотерапевта может занимать годы – проводится на базе психологического или медицинского образования, с детальнейшей проработкой профессиональных миссии и стратегий, всех тонкостей гипнотической коммуникации – так чтобы сделать гипноз результативным и минимально осознаваемым для клиента.
"Expert": - Гипноз - это инструмент работы для каких специалистов и для каких случаев?
Ю.Абросимова: - Гипноз можно отнести к разряду психохирургии, поэтому применять его совсем не обязательно в тех случаях, когда достаточно хорошо срабатывают методы психотерапии. Неформальным гипнозом также снимаются барьеры в общении, сопротивление изменениям на начальных стадиях психологической помощи. Эриксоновский гипноз дает результаты при лечении зависимостей, посттравматических стрессовых расстройств и в ряде других случаев. Не секрет, что неформальный эриксоновский гипноз также используется в деловых переговорах и рекламе.
"Expert": - По роду деятельности Вам приходится, наверное, много общаться с психологами. Вы можете определить по каким-то признакам, что человек по профессии является психологом, психотерапевтом? Если говорить о профессиональной деформации, какие признаки характерны для данных специалистов?
Ю.Абросимова: - Помню, как однажды, когда мы проводили тренинги общения< на вопрос участника тренинга «Чем отличается от других людей психолог?» мой тогдашний научный руководитель Е.И. Гарбер в шутку ответил: «Это тот, кто всех остальных считает не психологами». Участник тренинга тут же воскликнул: «Евгений Ильич, Вы не психолог!». Психологи (особенно заслуженные) очень ценят свой профессиональный статус, осторожны на стадии вхождения в контакт с незнакомыми коллегами. Для академических психологов критичность, стремление подвергать сомнению чужое мнение – часть их профессионального мастерства: в академическом споре рождается истина.
Для практикующих психологов порой свойствен эффект «жертвы раппорта»: проникаясь общением, не всегда могут по своему желанию из него выйти. Это тоже обратная сторона их психологического мастерства: истина практиков рождается в принятии, синхронизации с мнением другого.
"Expert": - Чему бы Вы не стали учить молодых психологов и почему? Если взять, к примеру, вузовскую программу, то что бы Вы оставили, убрали, дополнили?
Ю.Абросимова: - Урезать программу вряд ли стоит, а вот дополнить изучением психодуховных явлений и серьезными супервизорскими спецкурсами, думаю, необходимо. Сейчас эти вопросы ставятся и решаются во многих, не только столичных вузах. Возможность постигать на практике не только «проблемы психологии», но и удачные примеры их решения – психологию самореализующегося, духовно просветленного человека - должна быть у современного студента-психолога – как один из источников духовного становления в процессе освоения профессии. По крайней мере, он не будет беспомощным перед задачей психологического сопровождения людей, переживающих духовный кризис, а таких сейчас все больше.
Недавно беседовала с трансперсональным психологом, с радостью сообщившим, что один из саратовских вузов предоставляет помещение для занятий со студентами холотропным дыханием. Стало быть, первые осторожные шаги теории к практике на психодуховном поприще у нас тоже делаются.
"Expert": - Сейчас много говорят о распространении сектантства. Как-то Вы упомянули, что секты могут быть и полезными. Поясните, как такое может быть.
Ю.Абросимова: - Кратко о пользе сект. Адептом ни одной из них не являюсь, но в кругу моих знакомых есть вполне социально успешные люди, которым участие в подобных сообществах помогло преодолеть кризисные состояния.
Многие приходят в секту, чтобы найти единомышленников, товарищей по несчастью, переживших аналогичные жизненные трагедии, быть принятыми, избежать одиночества.
«Интеллектуально загруженные» люди могут также иногда посещать эти группы – с целью отдохнуть, переключиться с рационального на иррациональный режим восприятия мира, получить стимул для творчества. Становится популярной тема о том, что молодежь уходит от общественной жизни, попадая в секты. Значит, у молодежи есть потребности, которые секта удовлетворить может, а то, что традиционно называется «общественной жизнью» - нет. Общество всегда вмещало и подобные альтернативные сообщества, как бы они ни назывались, удовлетворяющие запросы в духовном развитии людей.
Поэтому жизнь в сектах все чаще становится предметом психологических исследований: если не понимаешь ту сферу, в которую уходят люди, лучше ее изучить, чем разгромить.
Например, когда человек по утрам произносит мантру, которая помогает ему чувствовать себя хорошо, результативно работать-учиться-общаться, - не стоит мешать ему в этом.
Вообще, духовная сфера – самая интимная для любого собеседника, туда лучше не ввергаться со своими оценками «плохо-хорошо», «вредно-полезно». Кстати, об оценках. При правильно построенном общении с адептом секты или эзотерической школы он сам все охотно расскажет и своими измерениями оценит – мы сейчас проводим такое исследование. Потребность поделиться духовным опытом в доброжелательной атмосфере есть у каждого.
"Expert": - Что Вы думаете о перспективе создания психологических сообществ в Саратове?
Ю.Абросимова: Психологические сообщества гаснут от борьбы за власть. На протяжении последних 20 лет авторы периодических попыток создать психосообщество почему-то застревают на стадии бурного выяснения отношений «кто достоин нас возглавить». При этом задачи профессионального усовершенствования, обмена опытом и тем более выполнения своей социальной миссии помощи людям просто блекнут на этом искрометном фоне. Столько лет наступания на одни и те же грабли наводят на размышления, вызывают аналогии … Например, много тигров в одной клетке – попытка сорганизоваться приведет к дезорганизации.
Другая, более конструктивная аналогия – балинтовская группа, где проблема власти решена путем ее регулярного перехода от одного к другому участнику. Руководитель такого сообщества – лицо условное, координирующее, напоминающее о правилах, но не диктующее их. Может, подойдет для следующей попытки объединения?
"Expert": Благодарим за уделенное время!
Беседовала Ольга Малинина.
При использовании данного материала гиперссылка на сайт my-volga.ru и указание имени автора строго обязательны!
ВУЗы |
Ресурс содержит материалы 12+