Skip to Content

Интервью Владимира Леви

Интервью для koob.ru Владимира Леви

Читатель 21 века, каким вы его видите?
Что изменилось в культуре чтения за последнее время?

В.ЛевиВ.ЛевиВ читательских массах мира и России с нарастающей скоростью идут сложные и противоречивые процессы, за которыми трудно уследить. Социология чтения, психологическое изучение чтения и читателей очень сильно отстают от реальности. Посему и то, что скажу сейчас я – лишь мое сугубо личное, малозначащее впечатление; мнение, спонтанно сложившееся, главным образом, на основе многолетнего наблюдения за читательской аудиторией моих собственных книг.

Противоречия главные вот какие: читательская аудитория одновременно и растет, и уменьшается, и расширяется, и суживается, сворачивается; становится и более грамотной, интеллектуальной, и более примитивной, тупой и темной. Вкус к чтению, культура чтения – и повышается, утончается – и грубеет, деградирует. Все поляризуется и диверсифицируется.

Если брать для сравнения, скажем, советское двадцатилетие от семидесятых до девяностых (обозначим его как Время-С) – и двадцатилетие, с округлением, последующее, до сегодняшнего дня (обозначим как Время-Р), то «на глазок» можно заметить, что поредел и просел слой средних читателей. Сейчас поясню, что имею в виду.

Есть такое понятие «социальная пирамида». Масса, состоящая из разных слоев, с четкими или нечеткими между ними границами. У пирамиды обязательно есть верхушка и часть, близкая к ней, есть середина и есть нижняя часть и совсем дно. Пирамиду такую можно построить для любых параметров любой статистической массы.

Так вот – если брать за совокупный параметр интеллектуальный уровень читателя и культуру (или, скажем, качество) его чтения, то можно сказать, что во Время-С читатель был более усерден и более усреднен.

Читательская пирамида была более плотной и плоской, более сплющенной. Читатели в немалом числе старались читать много и читать хорошо, вдумчиво – но получалось это по-настоящему, конечно, лишь у немногих.

В нынешнее Время-Р читательская пирамида и вытянулась вверх, и просела вниз, да притом еще вылезла куча отростков куда-то в разные стороны – что-то вроде кактуса уже получается.

Прошлый усердный и усредненный читатель не исчез, но поредел. Сейчас я вижу читателей и очень высокоразвитых и весьма культурных – их мало, единицы, но все-таки заметно больше, чем в серое Время-С.

И очень примитивных и малограмотных книгочеев, практически не умеющих читать, стало больше, и, к сожалению, даже намного больше. То и дело пишут мне письма люди, полагающие, что прочли книгу, едва-едва пролистнув одну-две страницы, не запомнив ни названия, ни имени автора, не уяснив толком, о чем, собственно, речь... Обращаются такие граждане исключительно по поводу своих плохо понятых ими самими узко-личных интересов или просто так, чтобы промычать что-то, при этом слова с орфографией по правилам встречаются как исключения.

Место читателя в этой уровневой пирамиде не связано, сколько я мог заметить, ни его с полом, ни с возрастом, ни с профессией, ни с положением в обществе, ни даже с формальным уровнем образования. (Недавно получил письмо, начинавшееся со слов: «Я обОятельная, кандидат наук…») Вот просто – такой человек или иной, это вполне ясно уже годам к четырнадцати.

Расширение читательской аудитории идет, как сказал я уже, и в разные боковые стороны. Читатель специализируется, разветвляется на множество специфических интересов и мотиваций, субкультур и тусовок – профессиональных, политических, потребительских, этических, эстетических, половых, религиозных и прочая, прочая.

Сейчас можно – и нужно, наверное, – писать специальные книги для рыжих, для лесбиянок, для рокеров, для одиноких старушек, для любителей такс, для садистов, для садоводов, для ценителей тонкого остроумия, для дебилов, для лысых – и все они будут востребованы. Раньше такое вряд ли было возможно.

Как общее печальное свойство сегодняшнего читателя можно отметить его нарастающую ленивую пресыщенность и, как побочное следствие, охамление. Писатель, автор, даже самый гениальный и признанный, перестал быть тем почти сакральным авторитетом, каким был ранее. (В этом повинно, конечно, и само писательское сословие, сильно опозорившееся как раз во Время-С.)

В массовом сознании популярный «раскрученный» писатель теперь что-то промежуточное между средней руки телеведущим и слегка успешливым представителем малого бизнеса, которому до олигарха так же далеко, как до соседней галактики.

Появление Книги, даже самой чудесной и великой, или самой расхожей, «хитовой», вроде Гарри Поттера или «Кода да Винчи» – перестало быть Событием, каким было еще и в восьмидесятые годы, и в начале девяностых. Я и у самого себя с отвращением наблюдаю признаки избалованности кошмарным сверхизобилием книжного рынка. Я уже не ищу хорошую книгу с таким охотничьим азартом, как раньше, а найдя, не перелистываю с прежним трепетом… Плохо это. Неблагодарно.

С другой стороны – тоже общее свойство: полная дезориентированность, потерянность в океане неизбывных книжных волн. Нет надежных, не залапанных бизнесом карт этого океана, не хватает хороших компасов и квалифицированных, добросовестных лоцманов – настоящих Книжников.

Поэтому ваша инициатива спросить – какие книги рекомендует прочесть писатель, который сам хорошо читается – инициатива весьма здравая и полезная. Только вот тремя книгами ограничить рекомендательный список, конечно же, невозможно, это какое-то жуткое прокрустово ложе. Самый первоначальный список нужно составить по крайней мере из ста. Я сто раз пытался сам составить такой список и для себя и для своих близких и детей, и сто раз убеждался, что и этого мало, что это только начало.
Что же ждет Книгу после Времени-Р – скажем, в гипотетическое Время-Г?..

Книге придется трудно. Уже нынешний читатель поставлен в условия жесточайшей конкуренции книжного канала информации с другими, и число конкурентов у Книги будет расти и дальше. Закат книжного дела и финиш литературы давно был предречен, еще в пятидесятые годы прошлого века, сразу после начала экспансии телевидения. Слава Богу, гибели Книги не произошло и – мною, по крайней мере – в обозримом будущем не предвидится. Книга устояла, литература живет, но уже изрядно потеснена и общипана, и ее будут продолжать теснить, трепать и давить дальше, кому не лень. Сейчас главные конкуренты – компьютеры, но на этом облом не кончится. Даже мобильники, и те вредят чтению.

Чтобы выжить, Книге придется претерпеть переплав – новый синтез с другими каналами информации и искусства. Этот синтез уже происходит через электронный канал – уже наступила эра анимированной книги, многомерного книгофильма. Практиковать будут различные сочетания чтения с визуальным, аудиальным и другими каналами, вплоть до кинестетического и вестибулярного (сидишь, читаешь, а тебя в прямом смысле трясет и швыряет к потолку и обратно).

А скоро появятся и такие книги, которые будут входить непосредственно в мозг – психотропные книги. Читатель будет переживать то, что переживают герои книги и ее автор, уже не через посредство своего воображения, а путем непосредственного возбуждения соответствующих мозговых центров – будет жить в книге как в сновидении. Не совсем фантастика и внедрение книжной информации в гены… Психологически и технически все это уже близко. Зачем выпускать какие-то бумажные или даже электронные книженции? Хапнул книгу-таблетку, и готово, отправляйся в наилучший из миров: книга-гипноз, книга-наркотик, книга-генокорректор – не хило, да? Пока шутка, но что-то подобное, наверное, все-таки придет ближе к веку двадцать второму…

Ваше отношение к электронным книгам и онлайн-библиотекам.

Электронная книга (ЭЛЕКНИГА, в моей терминологии) – дело хорошее, только, увы, пока еще далеко не всегда хорошо делается. Начиная с бесцеремонного обращения с авторскими правами...

Элекниги и он-лайн библиотеки уже теснят бумажную книгу примерно так, как мобильные телефоны потеснили телефоны проволочные. Но до триумфа, сравнимого с триумфом мобильников, элекниге еще придется изрядно над собой поработать. Нынешние в большинстве имеют топорный дизайн, убогое или никакое оформление. В сравнении с великолепной значительностью и живой прелестью хорошо изданной бумажной книги – и эстетические, и психологические потери очевидны. Но хороший текст останется хорошим и на подметке. А быстрота обретения и удобство потребления – мощные и решающие преимущества.

Сам я начинаю всю обойму своих книг постепенно «электронить»; стараюсь вносить в них элементы авторского дизайна, свои рисунки... Скоро появятся.

Какие три книги вы рекомендуете прочитать любому человеку. Почему именно эти?

Книга №1: Библия (Ветхий завет и Новый).
Объяснения излишни.

Книга №2: Януш Корчак "Как любить ребенка"
Ключевая книга для душевного понимания человека.

Книга №3: Юрий Домбровский "Факультет ненужных вещей"
Потому что это настоящая книга о свободе. Книга-подвиг, за которую автор и отдал свою жизнь в прямом смысле.

Примечание:
На второе место можно было поставить еще десяток, а на третье – три десятка книг.

А что ты думаешь по этому поводу? Напиши здесь!

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 3 (2 голосов)