Skip to Content

Как формировать из учеников личность

Ни традиционная школьная оценка, ни обычная диагностика не могут выполнить специфические и незаменимые задачи личностного оценивания школьника.

Эти задачи можно кратко обобщить таким образом, что личностное оценивание ученика обеспечивает переведение знаний об ученике (полученных путем традиционной школьной оценки, диагностики предпосылок, повседневного общения, сообщений родителей и других учителей) во взаимоотношение учитель — ученик с целью укрепления и развития сознательной ответственности ученика за собственный рост, углубление в нем осознания действительного состояния и реальных возможностей, перспектив и путей к их реализации: с целью упрочения позиции ученика как продуктивной потенциальной личности, черпающей уверенность из реальной возможности достичь успеха, укрепления его осознания того, что этим успехом он способствует педагогической оптимизации.

В учебно-воспитательном процессе речь идет не о каком-то подобии моделирования продукта системой внешнего давления, а о генезисе личности субъекта. Смысл внешнего руководства, следовательно, состоит в том, чтобы определить возможности активности ученика, пробуждать эту активность и работать таким образом, чтобы ученик в возрастающей степени чувствовал, что он разделяет ответственность за свои школьные успехи и свое воспитание и образование. Речь идет, таким образом, о руководстве, которое должно в ученике заложить основы саморуководства (саморегуляции). При этом саморегуляции не только как продолжения внешнего руководства, но и как выражения и актуализации ценности индивидуальности в ее единичности, неповторимости, незаменимости.

Необходимо создавать достаточно свободный простор для инициативы, самостоятельных решений учащихся в дискуссионных вопросах и для ответственности за собственные действия. «Однако учителя часто упускают ситуации, которые позволяют ученику научиться самостоятельно осознавать цель своей деятельности, проявлять инициативу в их выдвижении и активность в их выполнении.

Напротив, неправильное понимание принципа активизации обучения приводит к чрезмерной опеке, регламентированию процесса учения, такой загрузке ученика всевозможными программами деятельности и пошаговому руководству ею, которые не оставляют времени для сосредоточения, подлинной самостоятельности мысли. Ученик выполняет указания, прилежно работает, постоянно что-то делает, внешне активен. Но в действительности его активность формальна, ибо он не осознает цели своих действий и своего отношения к ней, он просто исполнитель, а такая позиция не позволяет ему проявить свою личность в учебной деятельности, внести в нее элементы собственного творчества».

Продуктом внешнего руководства и внутренней саморегуляции школьника как потенциальной личности является таким образом его активность, деятельность. Деятельность, как мы ее понимаем, является одновременно социально-функциональной и личностно саморегулируемой. Простор для нее внешне ограничен детерминацией школьника как элемента учебно-воспитательной системы. Его потенциальная личность в этом ограничении активно реализует свою роль. Социальная роль потенциальной личности школьника (далее сокращенно роль ученика) является синтезом, интеграцией социально-функциональной и одновременно самореализационной деятельности индивида, точкой пересечения учебно-воспитательной системы и потенциальной личности.

Это означает: а) что она является ролью потенциальной личности. В этом смысле она также входит в систему психических предпосылок индивида, является их компонентом или определенной их интеграцией в деятельности; б) одновременно, однако, является и составной частью учебно-воспитательной системы школы. Именно через нее ребенок становится учеником, а следовательно, элементом этой системы. Во втором случае мы делаем упор на нормативно-функциональную, типизированную сторону роли ученика. А в первом случае упор был сделан на связь с диспозициями и на индивидуальный стиль его продуктивности.

Посредством социальной роли потенциальной ЛИЧНОСТИ ученика школьная учебно-воспитательная система реализуется в индивиде. Во-первых, она вооружает его знаниями, умениями и навыками для будущей жизни. Во-вторых, приспосабливает и его внутреннюю диспозиционную базу для дальнейшего успешного функционирования в роли ученика и в других, опирающихся на нее социальных функциях. И наконец, привносит во внешние потенции индивида его личностное развитие и мотивирует его к их интериоризации.

В единстве с этим одновременно и сама личность школьника посредством своей роли ученика активно реализуется в учебно-воспитательной системе. Понятно, что воздействие школы на личность ученика является доминантным. Однако, тем не менее педагогика и психология последовательно придерживаются как в своей теории, так и в практике воспитания и обучения того принципа, что воздействие школы на развитие личности эффективно лишь в том случае, если школьник заинтересован, активен, если ему как можно больше удастся реализовать в роли ученика свои более глубокие интересы, жизненные устремления, находить в решении поставленных задач общественного значения также индивидуальный, личностный смысл.

Голосов пока нет