Skip to Content

Как научить детей думать

Отсутствие необходимых навыков в учебной работе приковывает сознание к процессу выполнения отдельных действий и операций и затрудняет работу мышления, делает невозможным творческий поиск.

Одной из психологических причин неумения учащихся думать, рассуждать при решении задач является незнание и невладение операциями, из которых складывается процесс думания.

В настоящее время выдвигается задача формирования у школьников интеллектуальных умений и навыков. Для этого необходимо учить самим приемам умственной деятельности, различным способам оперирования знаниями.

Овладение приемами должно идти через ознакомление школьников с ними и затем через упражнение. Ознакомить школьника с приемом умственной работы — это не только сообщить последовательность операций, но и объяснить их логическую связь, чтобы переход от одной операции к другой имел для ученика определенный смысл. Ученик не только должен знать структуру действйя, но и полно ее осознавать.

Приемы бывают различными по своему характеру и назначению. Одни используются лишь для определенного типа задач, другие имеют широкое применение, некоторые из них гарантируют правильное решение задачи, а какие-то дают лишь ориентиры для самостоятельной работы или поиска.

Любой прием или способ действия можно довести до сознания учащегося в виде определенного предписания. Сюда можно отнести план, обобщающий направление работы, порядок необходимых действий (прочитать рассказ, определить сюжет и композицию, выделить и охарактеризовать действующих лиц), указание, дающее направление мыслительной деятельности ученика (сообщение общего принципа или правила решения задач определенного класса), рекомендации, помогающие учащимся преодолевать интеллектуальные затруднения (вспомнить аналогичную задачу, сформулировать ее по-другому), инструкции, выделяющие необходимую последовательность умственных операций (при анализе сложных видов предложения, при решении математических задач, при изучении нового химического элемента), алгоритмы, определяющие такую однозначную и точную систему операций, которая гарантирует правильность и одинаковость решения задачи всеми учащимися класса (алгоритм деления чисел).

Содержание того или иного приема может быть усвоено школьником как со слов учителя, так и в результате самостоятельного поиска, организуемого учителем с помощью эвристических методов. Закрепление приема, превращение усвоенного действия в навык достигается системой упражнений. При выполнении упражнения, ученику необходимо иметь образец, ясное представление о том, что он должен делать и каких результатов добиваться. После каждого повторного. выполнения ученику следует давать себе отчет в том, чего он достиг, каковы недостатки его выполнения, какие ошибки и почему он допустил и как их избежать в дальнейшем.

Организация учителем упражнений включает в себя предварительную ориентировку учащихся, установку на самоконтроль и корректировку действий, анализ результатов упражнения и работу над ошибками.

В психологии обучения различают три основных типа ориентации: 1) учащимся предъявляют образец, но как его достичь, не сообщают, ученики действуют методом проб и ошибок, пока не найдут удовлетворяющий их способ; 2) учащимся предъявляют не только образец, но и сообщают алгоритм, т. е. полную программу действий, пригодную для данного конкретного случая; 3) учащимся предъявляют образец, сообщают ориентиры для выявления нужного способа действия, ученики самостоятельно или под руководством учителя выделяют необходимые операции и находят их последовательность.

Второй тип ориентировки, в отличие от первого, намного сокращает число ошибок и ускоряет выработку навыков и умений. Но далеко не все задачи разрешимы с помощью алгоритмов и не всегда, следовательно, можно дать полную ориентировочную основу. Более того, не каждая деятельность требует жестко фиксированных навыков со стандартным перечнем операций. В ряде случаев необходимо вырабатывать динамичные навыки, легко перестраивающиеся в соответствии с новой задачей.

Таковы навыки выразительного чтения, анализа литературно-художественных образов, определения сюжета и композиции творческих произведений и др. Здесь должна быть ориентировка третьего типа, т. е. планомерное, обучение анализу новых заданий. Навыки и умения, сформированные таким образом, легче переносятся в новые условия и легче перестраиваются в соответствии с особенностями учебного материала и задачи.

Учитель, объяснив необходимые ориентиры для выполнения упражнения, должен дать учащимся четкую, установку — соотносить свои действия с предъявляемыми требованиями, следить за точностью выполнения, анализировать ошибки, если они возникнут, выделять и осмысливать успехи.
Анализ результатов упражнения вначале должен проводиться самим учителем, но предварительно он может воспользоваться парным контролем (один учащийся контролирует другого, подмечая и анализируя его ошибки).

В некоторых случаях полезно применять метод взаимной критической оценки выполненных работ. Этот метод заключается в следующем: выполненные работы раздают на взаимное рецензирование. Прочитав и оценив работу товарища, каждый ученик возвращается затем к собственной работе и пишет на нее саморецензию. Дальше ученик получает на свою работу рецензию и должен ответить на нее. После этого каждый ученик, учитывая недостатки, обнаруженные в собственной работе, а также замечания, сделанные товарищем, должен написать новый вариант задания.

В процессе обучения учителю необходимо учитывать взаимодействие навыков. Ранее выработанные навыки могут положительно влиять на формирование новых. Здесь осуществляется перенос ранее усвоенных навыков на новые задачи, например навыки решения задач по математике часто переносятся на решение задач по физике и обратно. Перенос ускоряется, если учащимся разъясняют сходство в задачах и способах их выполнения.

Влияние, ранее образованных навыков: может быть и отрицательным, тормозящим выработку новых. Это явление называется интерференцией. Так, усвоенный навык решения задач одного типа может первоначально тормозить решение задач другого типа. В целях предотвращения интерференции необходимо помочь учащимся хорошо осмыслить, чем отличается новая задача от известных или же просто обратить внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить известным способом. Интерференция имеет место и при переучивании, когда старый, неправильно выработанный навык долгое время мешает выработке нового, правильного. Учителю следует иметь в виду, что ученик часто не может быстро избавиться от тормозящего влияния старого навыка, и запастись терпением, соответственно настроив и учащегося.

Голосов пока нет