Skip to Content

Как развить воображение

Развитие творческой инициативы человека стало одной из актуальных проблем нашей современности. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения, а его необходимо воспитывать со школьной скамьи.

В процессах воображения действительность отражается в преобразованном виде. Сущность деятельности воображения заключается в том, что на основе имеющихся знаний, представлений и наблюдаемых фактов происходит создание новых образов.

Когда воображение воссоздает в образах необходимые картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д., оно будет воссоздающим. Когда же в образах отражаются предметы действительности с какой-то новой стороны, в каких-то новых связях и взаимоотношениях, когда в образах конструируются программы будущих действий или модели создания новых общественно ценных предметов, когда в образах формулируются замыслы предполагаемых произведений, то все это будет относиться к творческому воображению.

Воображение имеет большое значение, во всех видах человеческой деятельности. Без него невозможна и продуктивная учебная работа. Только при наличии хорошо развитого воображения ученик может ярко представить тe явления, события, которые недоступны непосредственному восприятию. Именно в таком живом представлении нуждается освоение многих вопросов по литературе, географии, истории и другим предметам. Воображение помогает учащимся конкретизировать, подбирая примеры, тот учебный материал, который дается в отвлеченной,:. форме, помогает наполнять живым содержанием символическую наглядность (схемы, таблицы, чертежи, диаграммы и т. д.).

Каждый урок должен вносить свой вклад в развитие воображения школьников. Особое внимание следует уделять организации творческих работ, когда от учащихся требуется самостоятельное создание новых образов.

Учителя почти всегда могут правильно проанализировать результаты деятельности воображения школьников в том или ином виде их творческой работы. Правдоподобно — неправдоподобно, целесообразно — нецелесообразно, существенно — несущественно, оригинально - неоригинально — такие и многие другие оценки часто помогают войти воображению в нужное русло, и ученик добивается результата, более или менее соответствующего положительным критериям. Эффект организации творческой деятельности учащихся значительно выше, когда учитель не только знает, каким должен быть образ, но представляет процесс его создания.

Творческое воображение включает в себя целевую установку и способ преобразования объектов действительности. Целевая установка определяет, как и в каком объеме должен быть использован материал исходной ситуации и что должно быть привлечено из прошлого опыта для раскрытия образа, темы, т.е. целевая установка направляет процесс преобразования по нужному руслу, ограничивая его определенными рамками.

Способ преобразования включает в себя следующие компоненты: 1) отбор материала путем соотнесения имеющихся восприятий, представлений, понятий, знаний с поставленной целью; 2) систематизацию отобранного материала, т. е. определение отношений между отдельными предметами, частями, чертами, функциями и т.д ; 3) обработку отобранного и систематизированного материала, соответствующую виду творческой работы (литературно-художественное, техническое, математическое или другое оформление).

Каждый из компонентов способа преобразования находится в определенной зависимости от исходной ситуации, темы и цели преобразования. Неверный отбор, неправильная систематизация и неумелая обработка материала, искажающие исходную ситуацию (конкретные .закономерности, условия задачи, факты действительности и т. д.), лишают образы воображения объективного значения. Если же указанные компоненты (все или какой-либо из них) не отвечают теме или целевой установке, то образы теряют осмысленность.

Приведем пример. Учащиеся X класса получили задание написать литературно-творческое сочинение о природе. Они пришли на берег реки и в течение часа вели наблюдение. Целевая установка требовала от учащихся дать художественное описание открывающегося перед ними вида природы, описать реку и заречье. Была середина сентября, сравнительно теплый, тихий, солнечный день.

Сочинение учащиеся писали дома. Анализ выполненных ими работ показал, что многие школьники не умеют целенаправленно отбирать материал, приводить его в систему, не владеют навыками художественной речи. Поэтому созданные ими образы лишены осмысленности, объективности и художественности. Сопоставим два отрывка из разных сочинений.

Рая пишет: «Листья кустарника пожелтели, некоторые уже сорваны ветром и лежат на земле. Луга, которые летом были украшены пестрым ковром цветов, в настоящее время скошены. Стоят стога сена желто-зеленого цвета. Но кое-где еще видна зеленая травка, которая начала расти после сенокошения. Вдали от берега виден лиственный лес желто-зеленого, а местами красноватого цвета... Красив вид на заречье осенью, особенно в ясную, хорошую погоду. И вспоминаются слова А. С. Пушкина: «Унылая пора! очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса»

В данном отрывке цитируемые стихи отвечают и описываемому виду природы, и чувству автора. Такое цитирование правомерно, так как оно усиливает впечатление, образно передает то, что не в состоянии выразить сама ученица в своей речи.

Валя отметила иные приметы осени и тоже обратилась к стихам А. С. Пушкина: «Солнце светит ярко, но уже не так, как летом. О День ото дня оно тускнеет, а иногда совсем не ; показывается. Дни становятся короче, что ярко показал А. С. Пушкин в своих стихах: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день... Гусей крикливых караван тянулся к югу; приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора...»

Объяснение Вали, что солнце «день ото дня тускнеет, а иногда и совсем не показывается», не дополняет конкретный описываемый пейзаж и ничего в нем не характеризует. Слова девушки характеризуют осень вообще, а не данный вид природы. Бессмысленность цитирования стихов очевидна.

В соответствии с психологическими особенностями личности, разным объемом и качеством знаний и умений варианты отбора, систематизации и обработки материала будут бесконечно разнообразными. Это обусловливает индивидуальную неповторимость каждого образа, его новизну и оригинальность.

Итак, основными качественными показателями полноценности образов являются: 1) объективное значение образов, т. е. их соответствие исходным условиям или ситуации; 2) осмысленность образов, т. е. их соответствие целевой установке или замыслу; 3) новизна и оригинальность образов, т. е. их своеобразие, яркость, емкость.

Отбор, систематизация и обработка материала могут лишь тогда проводиться успешно, когда у учащихся имеются для этого необходимые знания и умения, когда школьники хорошо понимают тему и целевую установку. Воображение лишь тогда объективно и продуктивно, когда оно опирается на прочные знания, умения, навыки и понимание.

Анализ творческих работ по схеме — отбор, систематизация и обработка материала в соответствии с целевой установкой, темой и исходными условиями — позволяет судить не только о том, каковы результаты, но и как они получились. Если учитель устанавливает, что учащиеся не умеют правильно отобрать материал в соответствии с намеченной целью, то и воспитание воображения данных школьников нужно начинать с обучения быстрому и целесообразному отбору материала. У других школьников могут быть затруднения в систематизации. Следовательно, их нужно учить располагать отобранный материал так, чтобы он наилучшим образом отвечал теме и цели. Точно так же нужно учить школьников подчинять все доступные им средства обработки материала определенному замыслу.

Зная основные компоненты преобразующей деятельности воображения и понимая, почему образ не получился, учитель всегда может прийти на помощь ученику и целенаправленно воспитывать его воображение. Постоянное соотнесение результатов отбора, систематизации и обработки материала с целью, темой и исходными условиями не только все больше и больше дисциплинирует воображение, но и вырабатывает навыки быстрой ориентировки в материале творческой темы, что дает возможность сознанию ученика целиком сосредоточиться на основных, решающих моментах творчества.

Во всех случаях необходимым условием продуктивного творчества является прочное овладение соответствующими исходными навыками и умениями.

Голосов пока нет