Skip to Content

Как запоминать стихи, статьи и речи

Иногда нужно выучить и произнести длинный текст. Как это сделать, как запомнить все эти слова?

Если вы хотите успешно произнести речь, то основное правило таково: никогда не запоминайте слово в слово то, что хотите сказать. И еще одно правило: никогда не читайте по бумажке.

1. Продумайте в общем, о чем вы будете говорить, запишите основные идеи, цитаты и ссылки, которые вам кажутся относящимися к делу. Сядьте и продумайте общий план вашего выступления. Не стоит записывать вашу речь, пока вы не продумали ее общую структуру.

2. Имея перед собой общий план, впишите туда детали и подробности вашего выступления так, чтобы вам нужно было внести только грамматические и синтаксические изменения, чтобы ваша речь была готова.

3. Попробуйте произнести вашу речь для тренировки. Вы увидите, что, продумывая ее структуру, вы очень многое запомнили. Конечно, у вас будут остановки и какие-то сомнения, но после некоторой практики вы не только будете излагать ваше сообщение гладко, но и будете делать это осмысленно, зная, о чем вы говорите. Последнее очень важно. Когда вы говорите что-то в аудитории, вы не должны бояться, что вы измените порядок слов в каких-то фразах. Ваша главная цель - донести смысл того, о чем вы говорите, используя соответствующую случаю терминологию и по возможности разнообразно построенные предложения. Другими словами, в вашем выступлении должен быть элемент творчества. Старайтесь достичь этого.

4. Чтобы подстраховаться, полезно написать на карточки или запомнить (используя одну из наших систем) основные пункты доклада. Это поможет вам при выступлении.

Пожалуй, единственная сложность, которая теперь может возникнуть, заключается в том, что в какой-то момент можете забыть нужное слово. Не беспокойтесь об этом. Когда слушатели ощущают, что выступающий знает о чем он говорит, то подобные паузы даже эффектны: они подтверждают, что вы "творите" свою речь прямо сейчас. Это, скорее всего, улучшит впечатление от речи - она становится менее формальной и более естественной.

Статьи

Иногда материал статьи необходимо запомнить лишь на короткое время, а иногда надолго. В этих случаях лучше использовать две разные системы. Если вы должны на каком-то заседании сделать обзор статьи, которую вы только что прочитали, то вы можете удивить ваших слушателей, вспомнив даже то, на какой странице был тот или иной материал. Этот метод прост: возьмите одну, две, три идеи с каждой страницы и запомните их с помощью "системы крючков". Если с каждой страницы вы возьмете только одну идею, то когда вы дойдете до 5 номера в вашей системе, он будет соответствовать 5 странице, а если вы постараетесь запомнить по две идеи, то 5 номер будет соответствовать первой идее на 3 странице.

Если вам необходимо запомнить статью надолго, то лучше всего использовать систему связей. Возьмите ключевые слова из статьи и запомните их, объединив между собой. Этот метод не только поможет вам вспомнить, о чем и в какой последовательности говорилось в статье, но и позволит легко воспроизвести ваше общее впечатление от нее. Такое осознанное припоминание само по себе способствует процессу обучения.

Стихотворения.

Проблема запоминания стихов остается камнем преткновения для многих школьников. Обычно рекомендуется следующий способ заучивания стихотворений: прочтите строчку много раз - теперь вы ее помните; прочтите вторую строчку много раз - вы ее помните; теперь объедините их и т.д.,- пока вы снова не забудете первую строчку.

Система, которая предлагается и используется многими известными актерами, практически сводится к обратному. В этой системе весь заучиваемый материал бегло, но с пониманием читается и перечитывается в течение четырех дней по 5 раз в день. Таким образом, материал автоматически запоминается к двадцатому прочтению, и в этот момент его можно воспроизводить, не заглядывая в текст. Практически к этому моменту вы уже запомнили 90% или даже весь текст.

Но и эту систему можно значительно усовершенствовать. Для этого следует использовать систему крючков или систему связей. Если речь идет о поэме, то несколько запомненных по порядку ключевых слов помогут вам в дальнейшем восстановить ее в памяти полностью.

Если же вам нужно запомнить роль в пьесе, то опять таки ключевые слова и "соединение" образов будет значительно способствовать процессу заучивания. Основное содержание длинной реплики может быть заучено через объединение ключевых слов. Это также поможет вам в запоминании тех моментов, когда должен вступать со своей репликой ваш партнер. Очень часто именно эти моменты в спектакле сопровождаются хаосом на сцене и неожиданными сбоями, особенно в тех случаях, когда один артист забывает свою последнюю реплику, а второй - начальную. Связывая эти реплики (или даже действие) так же, как мы связываем предметы, можно избежать подобных сбоев и неразберихи при исполнении.

В общем и целом, запоминание речей, историй, анекдотов, статей, пьес и стихотворений может быть основано на различных техниках. Однако во всех этих случаях лучше всего использовать систему связей, ключевые слова и способ повторения.

Голосов пока нет