Skip to Content

Концепции развития личности

Аналитический взгляд на онтогенез человеческого индивида показывает, что дело касается процесса, интегрирующегося в себе самом и составляющего внутренне сложное единство нескольких уровней смен развития. Опираясь на это, можно различать развитие на уровне физического созревания, психического развития, психосоциокультурного развития и личностного саморазвития.

Созревание как самую простую форму эволюционных изменений своего организма объединяет человека со всем живым. Оно заключается в автоматизме реализации генетического кода в ходе времени по определенной врожденной программе. Оно выходит за рамки индивидуальной значимости, его создает биологическая фиксация видового опыта, и оно формируется внутренними закономерностями организма. К типическим явлениям созревания относятся темпы отвердения костей, миелинизация нервов, изменения в физических пропорциях роста, темпы изменений в деятельности желез внутренней секреции и др. Таким образом, процессы созревания протекают прежде всего на анатомо-физиологическом уровне, проявляются в характерных изменениях поведения, которые в обычных условиях относительно менее зависят от особенностей воспитания и формируют необходимые предпосылки для эволюции на уровне взаимодействия с окружением, создавая базу для формирования сферы опыта индивида. Отклонения от видового типического хода созревания и его проявления редки и также относительно мало обусловлены различиями в жизненных условиях, если не достигают экстремальной степени.

Психическое развитие — это более сложная форма эволюционных изменений, в которых ведущую роль приобретает организм активной саморегуляции своего отношения к окружающей среде посредством индивидуального опыта. Следовательно, для психического развития существенны определяющие механизмы и процессы учения, экспериментирования, обусловленности, обратной связи и т. п. Онтогенетической предпосылкой психического развития является достижение определенной ступени созревания, что отвечает биологической детерминации развития. Но как только начинает усиливаться влияние индивидуального опыта, инициатива в детерминации эволюционных изменений переходит на значительно более динамичное, психически регулируемое взаимодействие между организмом и средой. Психика, понимаемая здесь в первую очередь как продукт индивидуального опыта и в то же время как фактор регуляции усиления эффективности взаимодействия со средой, на основе этого опыта становится главным уровнем, на который из предшествующего созревания перемещается развитие. В упрощенном виде это можно выразить таким образом, что анатомо-физиологическая база организма реализует свои эволюционные изменения общевидовыми организмами созревания. На этой базе в процессах активного взаимодействия со средой реализуются затем в первую очередь эволюционные изменения масштаба психики организма посредством индивидуально свойственных механизмов психического развития. А эти эволюционные изменения включают, наконец, в свою динамику в определенной мере и саму анатомо-физиологическую базу организма.

Таким образом, психическое развитие, с одной стороны, детерминировано биологически созреванием, поскольку оно носит признаки и процессуальные характеристики, общие в большей или меньшей степени для всех людей. С другой стороны, оно детерминировано единичным, конкретным опытом индивида, вытекающим из его взаимодействия со средой, поскольку несет на себе признаки и процессуальные характеристики, присущие только данному индивиду. Развитие психики, следовательно: а) является единством биологического и приобретенного опытом, б) единством общего и особенного, в) реализуется в первую очередь на уровне совершенствования психической регуляции отношения организма к среде и г) касается организма как целого.

Правильность тезиса о сложной, заложенной во взаимодействиях среды и организма обусловленности психического развития можно доказать, например, исследованиями свойств темперамента индивида.
Для развития психики детей важно уже с первых дней искать и формировать дополняемость темперамента и воспитательных влияний. В ней основа гармонического, здорового развития ребенка. Иначе говоря, в ней условие для того, чтобы психика эволюционировала в своей позитивно развивающей регулятивной функции. Конфликты между типом темперамента и стилем воспитания ведут к нарушениям психики, расстройствам отношений, поведения, неудачам в школе и т.п.

Развитие является дальнейшим, более высоким уровнем эволюционных изменений, строящихся на обоих низших уровнях. Индивид в процессе своей онтогенетической эволюции продвигается от созревания через эволюцию психики к развитию. Развитие присуще только человеку и взаимосвязано с общественно-культурным масштабом его жизни. Оно комплексно, многогранно опосредовано эволюционными явлениями (фактами) биологосоциокультурного характера.

Если созревание было охарактеризовано как явление сверхиндивидуальной значимости, основанное на общих закономерностях биологической фиксации видового опыта, если эволюция психики была охарактеризована прежде всего регулятивным воздействием индивидуального опыта, то развитие — это опять-таки явление, в котором решающим выступает выходящий за рамки индивидуальных масштабов общественно-исторический опыт, который становится ведущей детерминантной формой онтогенеза.

Иначе говоря, если созревание было первоначально задано непосредственной реализацией внутренней биологически закодированной программой эволюционных онтогенетических изменений, если становление характеризовалось прежде всего опосредованностью эволюционных изменений, индивидуальным опытом на уровне психики и использования ее функций во взаимодействии организма и среды, то развитие в несколько раз больше опосредовано сверхиндивидуальным общественно-историческим опытом, включающимся в индивидуальную психику и устанавливающим качественно новый уровень ее функционирования. Психика, таким образом, становится основой индивидуализирующей субъективизации общественно-исторического опыта и социализирующей объективизации индивидуального опыта.

Развитие личности — это наивысший уровень развития. Его характерные признаки типичны и для предшествующего уровня, но доминантным становится то, что индивид сам программно, активно и целенаправленно нацелен на возможности своего собственного саморазвития и ищет творческие пути его осуществления. Он становится решающим субъектом своего личного развития. А поскольку речь идет об уровне развития личности во взаимосвязи с решаемой проблематикой понимания ученика, то это заключается в такой сознательной и направленной педагогически и психологически обоснованной организации формирующих развитие влияний школы, чтобы школьник мог активно и творчески использовать их как цели и средства своей собственной саморазвивающей деятельности. Проще говоря, речь идет о том, чтобы школьник, в сущности, учился (прямо или косвенно) сам себя развивать.

Некоторые концепции развития личности рассматривают пять признаков, определяющих это развитие: опосредованность содержанием культуры; опосредованность знаковой (языковой) системой; опосредованность деятельностью; опосредованность межличностными и социальными отношениями; продуктивный характер.

Культура чаще всего определяется как единая и при том внутренне дифференцированная, исторически возникшая и воздействующая на будущее система продуктов человеческой деятельности.

Культура имеет свою общественно-историческую обусловленность, заданную как ее связью с данной общественно-исторической формацией, так и логикой собственной эволюции как относительно самостоятельного феномена.

Важным аспектом явлений культуры является их ценностно-нормативная сторона — прямое или косвенное указание, направляющее к выражению того, что и как должно быть в интересах общества, которое данную культуру продолжает. Наиболее резкое различие культурных явлений вытекает из вычленения: а) материальной культуры, включающей человеческий труд по преобразованию природы, исторически возникшую систему детерминирующих материальных условий жизни людей и т. д.; б) социальной культуры, включающей исторически возникшие формы упорядочения отношений между людьми, формирующие систему детерминирующих социальных условий жизни людей; в) духовной культуры, включающей исторически возникшую, внутренне дифференцированную систему знаково-объективизированных продуктов умственной деятельности и формирующей систему детерминирующих идеологических условий жизни людей.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (1 голос)