Креативный директор
Что такое креативный директор в рекламном агентстве?
Креативный директор полностью контролирует процесс производства рекламы: от презентации идеи до ее претворения в жизнь и продажи клиенту. На эту должность, как правило, требуются кандидаты, имеющие высшее образование, дополнительную подготовку в области менеджмента, а также обязательный опыт работы в рекламном бизнесе не менее 4-5 лет. Предпочтение отдается выпускникам крупнейших российских художественных вузов. Деятельность креативного директора в первую очередь заключается в руководстве группами людей, умении объединить разные личности со своими амбициями и интересами в одну команду.
Креативный директор (Creative Director) – творческий руководитель (от англ. create – создавать, творить), основными обязанностями которого являются организация и координация деятельности рекламного агентства, что включает в себя генерирование идей, бизнес-планирование, анализ перспективных направлений развития компании. В качестве одной из важнейших составляющих работы директора можно выделить управление творческими группами, в которые входят такие специалисты, как копирайтеры, дизайнеры, маркетологи.
Образование
На должность креативного директора, как правило, требуются кандидаты, имеющие высшее образование, дополнительную подготовку в области менеджмента, а также обязательный опыт работы в рекламном бизнесе не менее 4–5 лет. Предпочтение отдается выпускникам крупнейших российских художественных вузов: Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова (МГАХИ), Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова (МГХПУ). Среди негосударственных вузов котируются Московский гуманитарный университет и Национальный институт дизайна Союза дизайнеров России.
Большинство профессионалов в этой области начинали с позиций рядовых сотрудников рекламного агентства.
Другой путь в профессию – получение диплома по специальности «Реклама». Наиболее близкими специализациями являются: «Художественный дизайн в рекламе», «Дизайн в рекламе», «Креатив в рекламе (арт-директор)». Такое образование предлагают в Международном институте рекламы, Российском государственном социальном университете, Московском государственном университете культуры и искусств.
Смежные карьеры
Обычно креативный директор – это экс-арт-директор, экс-копирайтер, или экс-grouphеad. Большинство профессионалов в этой области начинали с позиций рядовых сотрудников рекламного агентства. Талантливый копирайтер или дизайнер через два-три года может стать руководителем одной из креативных групп (в крупных агентствах их может быть несколько), а еще через пару лет претендовать уже на позицию арт-директора.
Функциональные обязанности
Три составляющие рекламы – это генерирование идей и образов, рекламный менеджмент и взаимодействие со средствами массовой информации. Креативный директор полностью контролирует процесс производства рекламы: от презентации идеи до ее претворения в жизнь и продажи клиенту. В его обязанности входят:
- переговоры с ключевыми клиентами;
- презентация услуг компании и защита проектов перед заказчиками;
- составление коммерческих предложений для бизнес-партнеров;
- разработка концепций рекламных кампаний, креативных пиар-стратегий и технологий;
- планирование, организация и проведение ATL- и BTL-акций;
- подготовка и проведение презентаций, пресс-конференций;
- расчет предварительной стоимости реализуемых проектов и утверждение бюджета.
Несомненный минус профессии – клиенты, которые начинают сами «творить» и диктовать условия.
Деятельность креативного директора в первую очередь заключается в руководстве группами людей, умении объединить разные личности со своими амбициями и интересами в одну команду, нацеленную на общий результат. Одной из основных его функций, впрочем как и любого управленца, является разработка и внедрение системы мотивации персонала отдела, распределение задач по проектам с учетом индивидуальности и загруженности подчиненных, контроль сроков и качества выполняемых работ на всех этапах, ведение отчетной документации.
У креативного директора есть «священное» право – заносить выполненные проекты в личные достижения, включая их в свое портфолио как авторские разработки (или разработки возглавляемого им авторского коллектива). Однако следует учесть, что в портфолио должны входить не столько описания выполненных проектов, сколько бизнес-показатели.
Навыки
Принято считать, что креативный директор должен знать:
- законодательство о рекламе, защите прав потребителей, авторском праве и смежных правах, осуществлении предпринимательской деятельности;
- конъюнктуру рынка товаров, работ, услуг, в том числе и рекламных услуг;
- теорию и практику рекламного маркетинга и менеджмента;
- принципы организации рекламной деятельности;
- общие и специальные требования к рекламе.
- способы, средства и носители рекламы;
- формы и методы, особенности проведения рекламных кампаний;
- специализированные компьютерные дизайнерские программы: Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, QuarkXPress, CorelDraw и др.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс заключается в творческой составляющей, присутствующей уже в названии должности. Однако здесь не подразумевается некий «отвлеченный творец». Наоборот, представители данной профессии должны быть очень мобильны: в крупном агентстве около десятка креативных групп хотят пообщаться с директором как минимум раз в день, к тому же еще надо встретиться с тремя-четырьмя клиентами. В голове приходится держать информацию обо всех проектах и принимать участие в создании рекламы на всех этапах, начиная с обсуждения брифа (технического задания клиента) и заканчивая презентацией готовой идеи в офисе заказчика.
Объективно оценить, подходит ли кандидат на позицию креативного директора, можно в среднем за год.
Несомненный минус профессии – клиенты, которые начинают сами «творить» и диктовать условия. Идти на поводу у заказчика, навязывающего свое мнение, просто непрофессионально. Поэтому креативному директору необходимо обладать даром переговорщика, для того чтобы суметь убедить клиента в том, что не всякая идея подходит для успешной реализации проекта.
Оплата труда
Опытные специалисты, имеющие богатое портфолио, могут претендовать на $1500–3000. Такой разброс определяется масштабами успешно реализованных проектов. Уровень дохода руководителей творческих групп, как правило, составляет $2000–4500 в зависимости от статуса компаний, в которых они работали, профессионального стажа и круга выполняемых обязанностей. Зарплаты креативных директоров крупнейших компаний начинаются от $5000 (ясное дело, не в Саратове).
Чем солиднее фирма, тем выше заработки. Однако в некоторых крупных агентствах полагают, что запись в трудовой книжке о пребывании в должности креативного директора в их компании – это уже «путевка в жизнь», и, следовательно, могут предлагать не очень высокую денежную компенсацию.
Перспективы
Креативный директор подчиняется непосредственно генеральному директору. Имея за плечами солидный опыт работы, можно создать собственное рекламное агентство. Речь, конечно, не идет о компании, в штате которой будет 100 и более сотрудников (это уже далекая перспектива). Но даже арт-директору, обладающему разветвленной паутиной профессиональных знакомств и обширными социальными контактами, вполне по силам организовать, к примеру, рекламный бутик, набрав команду фрилансеров, и самостоятельно выполнять заказы клиентов.
Сегодня рекламные агентства исчисляются тысячами, и все они нуждаются в грамотных специалистах. Объективно оценить, подходит ли кандидат на позицию креативного директора, можно в среднем за год – таков примерный временной цикл прохождения проектов. Возможно, именно с этим обстоятельством связана острая нехватка кадров в рекламной индустрии, представители которой должны сочетать в себе прагматизм, умение общаться с людьми различных социальных групп и статусов и понимание потребительской психологии.