Личность ученика
С личностной потенциальностью школьника, с его внутренними предпосылками стать субъектом в школе нужно последовательно работать.
С учетом этой потенциальности нужно концептировать стратегию учебно-воспитательной работы. Естественно, что эта потенциальность относится к центру программы педагогической оптимизации и школьных успехов ученика. Основой ее является направленное и систематическое создание ситуаций (в. плоскости отношений учитель — ученики, учебный материал — ученики, школьник — соученики — класс и т. п.), когда школьник, хотя он и не личность и не субъект, наглядно их обоих предвосхищает в условиях педагогической помощи, предвосхищающе экзаменует себя, как если бы в условиях учебно-воспитательной системы в определенном направлении он был бы уже личностью и субъектом. И это имеет важное мотивационное значение.
Конкретно предвосхищающая самореализация школьника как «якобы» личности-субъекта реализована:
а) в отношении учитель — ученик. Учитель опосредствует ученику общественное значение и личностный смысл учебно-воспитательных требований, организует его в личностно развивающей функции учебно-воспитательной системы, в программе педагогической оптимизации и сущности его школьных успехов и участия ученика в них; руководит развитием личности ученика посредством организации работы ученика с учебным материалом, учебными заданиями, учебниками и другими пособиями, посредством оценивания и контроля, посредством организации коллективной деятельности в классе так, чтобы это стимулировало его к осознанию возможности и необходимости собственной саморегуляции; выступает по отношению к ученику как фактор помощи, позволяющий ему двигаться вперед и при этом не ощущать чувства зависимости и несамостоятельности, как пример и идеал, побуждающий к соответствующим формам отождествления и подражания, как специалист и советчик и т. п.;
б) в отношении школьник — соученики. Под определяющим влиянием руководящей деятельности учителя, но постепенно и под растущим влиянием саморегуляции коллектив школьного класса опосредствует ученику сознание ответственности за себя и за других, сознание ответственного участия в разделении труда; развивает в школьнике коллективистские черты его личности; формирует у него знания и навыки решения социальных противоречий и конфликтов между людьми и умения оказать влияние на динамику рабочего общежития для повышения ее эффективности и т. п.;
в) в отношении школьник — учебно-воспитательная программа (цели, задачи, учебный материал и т. п.). Школьник под руководящим влиянием учителя постепенно и с растущей самостоятельностью формирует взгляд на систему общественно-исторического опыта на основе наук, искусства и т. п. и в соответствии с этим строит свою собственную систему опыта, свое мировоззрение; развивает свои умственные способности и другие свойства своей личности, сознательно формирует предварительную стадию своего личностно-субъектного саморегуляционного ядра; приобретает способность творчески решать новые задачи и проблемы и таким образом сознательно и целенаправленно формировать внутреннюю диспозиционную базу для позднейшей самостоятельности в принятии профессиональных и иных жизненных функций и т. п.
Поддержка ученика как потенциального субъекта необходима особенно в тех, видах деятельности, которые для индивида как ученика являются центральными,— в учебной деятельности различного типа при решении учебных задач. При этом характерны три следующих признака:
первый состоит в том, что ученик познает значение задания в контексте определенной учебно-воспитательной программы и в диалектическом единстве с этим определяет и смысл предложения этой задачи для плана своего саморазвития, для своего самоформирования, самореализации;
второй признак состоит в том, что ученик узнает трудности в решении задачи и в диалектическом единстве с этим определяет потенциальные возможности и резервы для их преодоления, а именно: а) в сфере собственной личности (путем тщательной подготовки, самообразования, самоусовершенствования и т. п.); б) в сфере, социальной (путем кооперирования с другим лицом, как представителем зоны своего ближайшего развития, кооперирования с коллективом класса и т. п.); в) в сфере материальных и культурных условий (путем работы с литературой, использования технических пособий и т. д.);
третий признак состоит в активном решении задачи как деятельности, реализующей (в ее результатах) социальное самоутверждение ученика, используемое коллективом, и в диалектическом единстве с этим позволяющей пользоваться результатами деятельности членов коллектива по решению задачи.