Логист
История возникновения логистики базируется на трёх китах-теориях. Одна гласит, что ещё в Римской Империи была выстроена чёткая и бесперебойная система поставки продовольствия. Вторая утверждает, что логистика уходит корнями в американскую армию времён Второй мировой, когда оперативное снабжение солдат всеми необходимыми вещами – от жвачки до боеприпасов – стало общепризнанным искусством. Третья (и к ней тяготеет большая часть мировой общественности) склоняется к тому, что логистика как понятие оформилось в послевоенной Британии.
Логистика – это процесс, включающий планирование маршрута, организацию и контроль движения вверенных объектов на протяжении всего пути от момента заказа до отгрузки, работу с таможенным оформлением, организацию хранения товаров и грузов, поэтапное информирование и обеспечение грамотного документооборота с целью удовлетворения сервиса запросам клиента. Красной нитью сквозь все это проходят глобальные цели - оптимизация и совершенствование процессов доставки с целью максимального сокращения транспортных затрат.
Логисту приходится совмещать аналитическую, маркетинговую, прикладную и финансовую деятельность, щедро сдобренную знанием юридических нюансов внешней и внутренней политики рынка. Ведь для того, чтобы груз пришёл из одного места в другое, пересекая границы стран и перемещаясь с континента на континент, цепочка процессов должна быть выстроена очень грамотно.
Все действия настоящего профи сосредоточены на одном: экономии. Занимаясь выстраиванием цепочки от закупок, поставок, транспортировки, налаживания связи с таможней и государственными органами до этапа продаж, логист продумывает, «почём фунт лиха». Лишний квадратный метр площади, простой вагона №456 в Казани, некорректно заполненные документы, – все это выливается в десятки и сотни тысяч рублей, выкидываемых на ветер. Настоящий логист – тот логист, который этого не допустит.
Случайно или нет, но термины «логистика» и «логика» переплетаются не только фонетически. Среди логистов в первую очередь ценятся люди, умеющие чётко определять цели и задачи, систематизировать и анализировать большой объём информации. В профессиональном плане обязательный минимум для начинающего логиста составляет знание азов специализации (о ней см. ниже), свободное пользование МS Office, Аccess и 1С и навыки работы с законодательными / нормативными документами по своей специальности. В последнее время возрастает актуальность знания иностранных языков: случаев, когда компания работает только с российскими партнерами, из года в год все меньше и меньше. К личным качествам относят коммуникабельность, ответственность, внимательность, необходимую при работе с документами, и стрессоустойчивость. Весомую роль играет интуиция и реакция – умение выйти достойно из любой щекотливой ситуации. Кроме того, логисту необходимо умение найти общий язык с разными людьми – от водителя погрузчика до
Логист – мужская профессия?
Среди высшего звена и топ-менеджеров в логистике превалируют мужчины. Женщины, как показывает практика, отлично справляются с обязанностями операционистов, но не столь быстро продвигаются по карьерной лестнице.
Не обойтись логисту без оперативности мышления, особенно если у вас на руках груз стоимостью в полмиллиона евро и срок его хранения скоротечен. Список требований завершают математические навыки, знание экономики и понимание бизнес-процессов как в глобальном, так и прикладном смысле.
В народе о логистах бытует представление как о людях хитрых и расчётливых. Однако на деле эта пресловутая расчетливость – весьма красноречивый показатель оптимизации труда, когда логист умеет выполнять несколько действий одновременно, объединяя вокруг себя единомышленников и добиваясь участия окружающих в нужных процессах с пользой для себя. Кроме того, должность логиста подразумевает постоянное совмещение офисной работы с полевой. Последняя, как известно, сопряжена с постоянными разъездами и не всегда сочетается с таким понятием, как фиксированный рабочий день, поэтому совсем домашние и флегматичные редко находят себя в логистике.
При приёме на должность логиста предпочтение отдаётся людям с техническим образованием.
Карьера
Молодой человек без опыта работы может начать работать в отделе маркетинга, снабжения или закупок. Чаще всего специалист на начальном этапе выполняет одну - две функции, например, готовит пакет документов для экспедиторов на груз или отвечает за закупку / поставку определённого вида товара. Такой опыт позволит ознакомиться с видами и формами специализированных документов, правилами их заполнения и общим порядком делопроизводства, взаимодействию и координации с поставщиками и прочими подрядчиками. Через некоторое время возможен переход с позиции ассистента логиста или менеджера по поставкам / закупкам до позиции логиста / старшего специалиста отдела логистики.
По роду своей деятельности логист взаимодействует на разных этапах с различными специалистами. «Классики жанра» выделяют несколько видов логистики, каждому из которых свойственны свои особенности и нюансы во взаимодействии, координации и выборе подрядчиков:
- производственная логистика (логистика промышленных предприятий: производственные потоки, поставки сырья, упаковочных материалов, размещение товаров внутри производства).
- дистрибутивная логистика (в компаниях, которые занимаются только торговлей и распределением товаров среди конечных потребителей. Связана с распределением грузов по разным пунктам и относится к внутреннему маркетингу).
- закупочная логистика (связана с обеспечением производства материалами; подразумевает внешнеэкономическую деятельность и работу с поставщиками)
- складская логистика (распределение и перемещение товаров по складским площадям. Например, уже на стадии проектирования логисты выясняют, для каких грузов предназначено помещение, какой товарооборот планирует заказчик, какова длительность хранения грузов вкупе с количеством работников, etc. После получения ответов на вопросы логист предлагает варианты, благодаря которым повысится скорость обслуживания, сократятся затраты и будет выбран оптимальный план действий)
- транспортная логистика (оказание транспортных услуг с учётом особенностей груза; в какой-то мере объединяет функции, присущие всем видам логистики).
- информационная логистика (связана с применением и внедрением различных IT-систем – например, системы управления складскими запасами, диспетчерских программ, систем планирования товарных запасов и др.
Это одна из наиболее реальных возможностей для молодого специалиста найти себя в качестве проджект-менеджера.)
То, что вам в любом случае придется начинать в одной из этих областей логистики, вовсе не означает, что вам будут недоступны остальные. Карьерная лестница может увести предприимчивого логиста в совершенно разные горизонтально-вертикальные направления. Отчасти это продиктовано бурным ростом отрасли, когда в процессе работы перенимаются западные методики, совершенствуются технологические процессы, изменяется действующее законодательство. Логистика – это жизнь в движении. Так, главный менеджер по внешнеэкономической деятельности может в мгновение ока стать начальником отдела логистики, а вчерашний руководитель департамента логистики на окладе – открыть свой собственный бизнес, став директором транспортной компании.
В регионе стартовая зарплата может составлять от 8-10 до 20 (Санкт-Петербург) тыс. рублей, в Москве – 20-26 тыс. рублей. Стоит отметить, что подавляющее большинство работодателей предпочитают приглашать кандидатов хотя бы с полугодовым опытом работы, поэтому в качестве подготовительного этапа перед старт-апом будущим логистам желательно получить некоторую практику, совместив работу с учебой. Зато уже через год молодой логист (пусть и не каждый) может дослужиться до 40 тыс. руб. в столице и 25 - 35 тыс. руб. в регионах. Специалист с опытом работы 2-3 года может рассчитывать на зарплату от 35 до 50 тыс. рублей, а вакансии старшего специалиста с опытом 3 - 5 лет и знанием иностранного языка закрываются предложениями ежемесячной компенсации в размере 45-90 тыс. рублей плюс соцпакет. На компенсацию в 150-250 тыс. рублей могут претендовать руководители департамента логистики – люди с обязательным профильным образованием, в структурной иерархии компании находящиеся на ступень ниже директора по маркетингу. Стоимость таких профессионалов зависит от размера компании, объема работы и количества человек в подчинении, а также от того, использует ли компания провайдеров для обеспечения логистичексих процессов. Крупные западные компании сегодня предлагают директорам по логистике более 250 тыс. рублей, а руководителям одной из функций в логистике – 130-150 тыс. рублей. Вообще стоит отметить, что сегодняшний российский рынок труда логистов всецело принадлежит кандидату: спрос на нем превышает предложение в 5 - 6 раз, поэтому расценки здесь отражают скорее не реальную стоимость специалистов, а обостренную конкурентную ситуацию.
Подавляющее большинство компаний сегодня используют провайдеров, отдавая все или некоторые логистические функции на аутсерс. В связи с этим одной из актуальных компетенций логиста стало умение грамотно выстроить деятельность провайдера для организации. Специалисты, имеющие такой опыт, обладают большей стоимостью на рынке труда.
Логистика b2b-бизнеса, связанная в основном с внешним транспортом, складским хозяйством и планированием, считается самой «простой», и работа в ней оплачивается несколько ниже, чем в целом по отрасли. Самой же сложной считается логистика фармацевтических препаратов, предполагающая активную работу с жесткой сертификацией товара, а также логистика опасных грузов (к примеру, цельных стеклянных листов) и скоропортящихся продуктов (в превую очередь рыбы, мороженного и цветов).
И, наконец, еще одна важная составляющая стоимости специалиста в области логистики – специфика понимания различными компаниями сути работы логиста вообще. Ситуация такова, что в каждой компании в компетенцию логистов входят разные наборы функций. Минимально возможный набор – управление товарными запасами и складским хранением; максимально возможный – закупки, планирование, управление товарным запасом, работа с клиентами, складское хозяйство, транспорт, таможня, внешнеэкономическая деятельность и информационные системы.
Растущий с каждым годом спрос на логистов связан с растущей экономикой России в целом. Так сложилось исторически, что сегодня огромная часть россиян не работают по профильному образованию. Именно в логистической отрасли нашли себя тысячи выпускников языковых, технологических и военных вузов. В 90-е годы на должность логиста брали людей чуть ли не с улицы. Бесспорно, для многих это был шанс, которым не преминули с успехом воспользоваться. Однако при этом появилась целая прослойка тех, кто пришел в профессию случайно, не имея к ней особых склонностей и выбрав по принципу «чтобы было». К тому же, нет смысла сейчас отрицать моральное наследие тех же 90-х, когда основной заботой логистов были непонятные грузы, реальная стоимость которых в десятки раз превышала заявленную. На таких «ценностях» был воспитан целый пласт специалистов, которые максимально компетентны, но привержены старым схемам и, что еще опаснее, менталитету.
Поэтому развитие российской логистики – вещь в себе. С одной стороны, мы активно используем все современные профессиональные наработки и зарубежный опыт. С другой, неистребим дух легендарных снабженцев, ратующих за собственное благосостояние и заботящихся не о том, чтобы процессы шли оптимально быстро, а том, чтобы они просто не остановились. Ведь когда речь шла о не совсем законных сделках, за прибыль от этой сделки отвечал не логист, а сам груз; задачей логиста было «провести» его через все рогатки и препоны законной власти и, если это удавалось, сам факт доставки такого груза ставился ему в плюс. Теперь же задачи у логиста несколько иные. Большинство компаний (по крайней мере тех, которые привлекают профессиональных и амбициозных специалистов) предпочитают работать по белой схеме и соблюдать законы. Поэтому пакет необходимых документов, подготовленный логистом, должен быть безупречен, а указанные данные (количество товара, вес, цена и т.д.) обязаны соответствовать действительности – чтобы нужный продукт определённого качества в заказанном количестве с минимальными затратами и в точные сроки был доставлен к месту назначения.
Эксперты прогнозируют бум западных инвестиций при вступлении России в ВТО. Наша страна до сих пор остаётся одним из привлекательнейших рынков в различных отраслях. Развитие и внедрение IT-процессов позволит использовать последние инновации, превращая логиста в некое подобие «центра управления полетами» для все большего количества товаров, а саму логистику сделает идеальной отраслью для тех, кто не любит ходить в строю и не боится ответственности.