Skip to Content

Мерчендайзер

Один день с мерчендайзером

"Мечрен кем?" - переспросила я и, после третьей неудачной попытки выговорить это слово начала громко хохотать. "Мерчендайзером. Я работаю мерчендайзером", - обиженно поправляла меня моя подруга. Это было три года назад. Сегодня длинное иностранное слово "мерчендайзер" уже ни у кого не вызывает такой бурной реакции. Эта профессия востребована у работодателей и популярна среди соискателей. Чтобы посмотреть на работу этих людей воочию, я отправилась в магазин обувных распродаж "Ж".

- Вообще, мерчендайзер занимается выкладкой товара, - объясняет мне Елена Суляева, мерчендайзер обувного магазина "Ж" на Ленинградском проспекте, - но в нашем магазине это только маленькая часть моих обязанностей. Выставление товара в зале, принятие поставок, контроль за внешним видом зала, сдача его следующей смене, отслеживание внешнего вида обуви и распределение ее по категориям - вот мой основной круг обязанностей. Работы у нас хватает всегда. А сегодня дел особенно много - в магазине смена коллекции.

Что такое смена коллекции для покупателя я знала: приходишь в магазин, а там новые модели обуви стоят, глаз радуют, но что это такое для мерчендайзера я даже и представить себе не могла. Чтобы покупатель с утра увидел в магазине обновление, мерчендайзерам приходится работать всю ночь. В "Ж" даже есть специальные ночные смены. Они занимаются проверкой зала. Как оказалось, это очень кропотливая работа.

- Сегодня, поскольку у нас менялась акция, у ночников было очень много работы: вчера было ползала дорогой обуви, и ползала - по 990 р. Сегодня у нас весь зал по 990 р. Дорогая обувь была заморожена, часть ее переоценили. Это значит, что нужно было оторвать старые ярлычки, повесить новые, а дорогую обувь разложить по коробкам. Нужно было повесить всю наглядную агитацию, расставить обувь по подвесам. Кроме того, была поставка. Нужно было принять ее, посчитать коробки, выставить новые модели в зале. То, что не успела сделать ночная смена, доделываем мы.

Каждый рабочий день, по словам Елены, не похож на предыдущий. Общим остается только рабочий график - 2/2 с 10 до 22 часов, и обед в 15-00.

В 10-00 начинается рабочий день. Первое, что делают мерчендайзеры, придя на работу - общаются с ночной сменой. Затем нужно пройтись по залу, посмотреть, как обувь стоит. Существуют определенные правила по подготовке зала к началу продаж. Обувь должна стоять идеально, привлекательно для глаз клиента. Она должна быть перешнурована, разобрана по размерам - каждый размер на своем подвесе, в сапогах должны быть пластиковые вставочки, поддерживающие голенище.

- В принципе этим занимаются продавцы, - поясняет Елена, - а мы просто должны пройтись и проверить, как все стоит. Потом мы спускаемся в подвал и приступаем к своей текущей работе.

В подвале сильно пахло кожей. Высокие стеллажи были полностью заставлены обувными коробками. А при входе стояло две больших коробки, в которые было свалено огромное количество правых сапог.

- Это обувь, которую вчера сняли с продажи. В таком состоянии ее нельзя хранить, поэтому сегодня будем ее разбирать. Это удовольствие нам на целый день. При этом часть этой обуви нужно выставить обратно - из офиса пришел новый список, некоторые модели нужно вернуть наверх. Это не очень приятно, работы сильно прибавилось. Вообще, это работа для архивариусов. Целый день складываешь что-то в коробки. Бывает, что попадаются разнопарки - два ботинка разных размеров, - когда много покупателей, продавцы невнимательно укладывают обувь. Тогда приходится проверять все коробки с обувью обоих размеров и искать пару. До этого я 2,5 года работала продавцом, а потом пошла на склад. Если честно говорить, общаться с клиентом очень сложно, мне больше по душе работа на складе. А потом, в ней есть свои плюсы. Например, мы первые видим товар - первые узнаем цену, первые можем померить.

Вот тут-то и разрешился вопрос, мучивший меня весь день - как удается женщине работать среди такого количества обуви и не поддаться соблазну что-нибудь купить. Оказывается, устоять невозможно.

- У меня 8 пар демисезонной обуви. И мой случай еще не самый выдающийся. Это настоящая мания. Обувь у нас недорогая, поэтому удержаться сложно. Кстати, периодически вижу наши аксессуары в сериале "Моя прекрасная няня". А иногда в магазин приходят знаменитости.

Когда мы начали фотографироваться, мою собеседницу кто-то позвал. Елена ушла. Акустика на складе хорошая, слышу голоса: "Что, Ленка, для газеты фотографируешься? Знаменитая станешь. Теперь с тобой и не общайся". Лена смеется.

- Коллектив здесь хороший, - рассказывает она, вернувшись, - я немного поработала в другом месте, в итоге пришла обратно. В общем, вот так и проходит мой день, - подытоживает Лена, - общаемся и коробки с обувью по стеллажам расставляем. Работа как работа.

Мария МАКСИМОВА, РДВ

Итак, главная задача мерчендайзера - правильно разместить товар на прилавках магазинов.

Помимо этого он отслеживает наличие товара в розничных точках, сообщает супервайзеру о необходимости новых поступлений, собирает сведения о продажах, наблюдает за деятельностью конкурентов, размещает и распространяет рекламных материалов в магазинах. Что требуется от кандидатов на должность мерчендайзера и на какие зарплаты они могут рассчитывать?

Зарплата:
минимальная - 10 тыс.р.
типичная - 12-15 т.р., но нет предела совершенству.
Возраст: от 18 до 35 лет.
Образование: не ниже среднего.
Опыт работы: от 1 года.
Требования: наличие медицинской книжки, умение видеть товар "глазами покупателя".

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4.1 (8 голосов)