Skip to Content

Мультсериалы полезны для развития игровой деятельности детей

На смену детскому чтению приходит аудиовизуальное искусство мультипликации. Телевизионные и мультипликационные персонажи активно входят в детскую жизнь. Исследователи характеризуют современную ситуацию как кризис чтения. Сегодняшние дошкольники воспринимают сказку не так,
как ее воспринимали, скажем, их родители: они ее с большей вероятностью видят на экране, чем читают сами или слушают чтение родителей, сильную конкуренцию впечатлениям от сказки составляют ужастики, боевики, реклама.

Формируется так называемая клиповая культура, отличительными чертами которой являются опора на аудиовизуальное восприятие, быстрая, динамичная смена образов, способствующая формированию достаточно широкого спектра поверхностных, слабоосознаваемых впечатлений. Эта культура, не требующая глубокой работы по восприятию и осмыслению, начинает преобладать в сознании детей, снижая значимость традиционных фольклорных и литературных жанров. Как следствие, восприятие дошкольников становится поверхностным, менее осмысленным.

Мультипликационные фильмы, являясь самостоятельным видом искусства, обладают, как отмечает ряд исследователей, богатой палитрой изобразительных средств, взятых из различных искусств: графики, кукольного театра, музыки, живописи, карикатуры.
Наиболее популярными в детской среде являются советские мультфильмы и мультсериалы; отечественный мультсериал «Смешарики»; иностранные мультфильмы и мультсериалы, за исключением японских; полнометражные мультфильмы и мультсериалы киностудии Уолта Диснея.

Дети играют по сюжету и в героев просмотренных мультфильмов и эти игры приобретают характерные особенности в зависимости от того, по какому фильму они строятся. Так, в играх по сюжету советских мультфильмов главная роль принадлежит взрослому, а отличительной особенностью игр по мотивам иностранных мультфильмов является наличие игрушек как необходимого пускового элемента игры, в эти игры дети играют со сверстниками.

Анализ игр дошкольников по сюжету анимационного сериала «Смешарики» позволил разделить их на четыре типа, которые различаются структурой сюжета и способностью ребенка удержать и привести во взаимодействие, в столкновение различные точки зрения, позиции, голоса.

Первый тип — игры, имеющие полную двухтактную структуру сюжета, когда ребенок удерживает несколько позиций, сталкивает их, организует взаимодействие между ними. Они не зависят от условий игры (с игрушками или без них, в конкретную серию или по своему сюжету, после просмотра или без него).

Второй тип — игры с одним тактом (чаще всего первым): ребенок удерживает несколько позиций, организует взаимодействие с ними (иногда даже полностью разыгрывает серию), однако часто
соскальзывает с сюжета, не разворачивая второй такт, переходит к своим привычным играм (любимым темам), оказывается нечувствительным к изменениям сюжета. Для развертывания игры этим детям требуется стимулирующая помощь (либо вводится игрушка, либо взрослый показывает, как играть, распределяя роли и разыгрывая конкретный сюжет).

Третий тип — игры с нечеткой структурой: ребенок не способен к удержанию различных позиций, имеет одну точку зрения, один голос. Взаимодействие, столкновение точек зрения осуществляется
здесь только при помощи взрослого. Сюжеты этих игр представляют собой привычные эпизоды из жизни ребенка, разыгрываемые с персонажами мультфильма (качаемся на качелях, готовим суп, гуляем, спим), либо любимые игры ребенка, не имеющие никакого отношения к сюжету мультфильма (прятки, догонялки, строительство). При этом наблюдались случаи, когда дети, взяв на себя роль кого-либо из персонажей, в процессе игры соскальзывали со своей роли, начинали называть партнеров по игре настоящим именем, а не тем, которое было определено ролью.

Мультсериалы достаточно востребованы детьми в современном культурном поле и обладает потенциалом развития и организации игровой деятельности дошкольников.

Голосов пока нет