Skip to Content

Направления медиапсихологических исследований в контексте медиакритики

Статья посвящена психологии в масс-медиа.

В 1925 году З.Фрейд получил от кинематографистов заманчивое предложение о сотрудничестве в создании серии фильмов, посвященных наиболее известным историям любви всех времен и народов. Фрейд не согласился выступить консультантом, прокомментировав отказ следующим образом: «Экранизации так же сложно избежать, как и женской стрижки «под мальчика». Но я лично никого не хочу стричь, а также иметь что-либо общее с кинематографом». Данным фактом немецкий исследователь П.Винтерхофф-Шпурк начинает размышления о функциональном и содержательном наполнении медиапсихологии в одноименном учебнике.

Реплика З.Фрейда не только обнаруживает связь двух самых заметных в то время явлений - психоанализа и кинематографа, но и высвечивает более глубокие и сущностные проблемы взаимодействия психологии и масс-медиа. Метафорическое выражение известного психоаналитика указывает на опасность "медиапрепарирования" действительности, еще в начале ХХ ст. проявляющееся в том, что медиа (кинематограф) "укорачивают" реалии, упрощают чувства, схематизируют сложные переживания людей. При этом очевидные для психологов, данные функциональные особенности медиаиндустрии не осознаются массовой аудиторией, которая привыкает воспринимать действительность с помощью медиа-оптики.

В связи с этим следует привести интересную метафору Е. Прониной, которая усматривает определенное сходство у двух функциональных органов-новообразований: «глаза+очки» и «психика+медиа». В первом довольно распространенном случае предполагается формирование новой зрительной координации человека. Во втором случае перестройка происходит на уровне высших психических функций. Предполагается, что «использование новых орудий-средств приводит к перестройке мыслительных операций, появлению новых психических возможностей».
Масс-медиа становятся средствами мышления человека, значительно расширяют горизонты знаний и эмоций. «Медиа являются продолжением нервной системы», – утверждает М.Маклюен. В этом утверждении нет особого преувеличения, поскольку для широкой аудитории медиа представляют собой устройство, которое делает возможным их разносторонние контакты с Большим миром – когнитивные, адаптационные, эмоциональные. "Человек медийный" привыкает жить с помощью опосредованного опыта, утрачивая способность получать непосредственные впечатления.

Таким образом, под давлением вездесущего медиапространства изменяется адресат. Определенные трансформации претерпевает и сама массовая коммуникация, которая выходит за пределы выполнения традиционных функций информирования, развлечения, адаптации, социальной интеграции, и выступает не внешним, а внутренним фактором психики человека. Иными словами, медиа опосредуют перцептивную сферу аудитории, интегрируются в сложную систему нелинейных связей между психическими процессами, психическими состояниями и психическими свойствами индивидов. Характерным признаком современного человека становится медиазависимость. Она дает основания к эксплуатации психических ресурсов индивидов в прагматических целях, что особенно ярко проявляется в рекламной и ПР-коммуникации.

В новейших коммуникационных условиях социальный ареал жизни личности сужается – П.Тейяр де Шарден описывает этот процесс с помощью точной формулы «сворачивания мира на себя». Сокращение индивидуального, личностно-неповторимого происходит также за счет расширения сферы коллективной психики, как в ее сознательных, так и подсознательных и бессознательных модусах. Медиа способствуют активизации различных массовидных явлений, что в конечном счете приводит к массификации общества: «человек медийный» мыслит, переживает, сочувствует, принимает решения на уровне массовой, а не индивидуальной психики. Он ориентируется в мире с помощью не собственной феноменальной, а медийной картины мира. Медиатизация затрагивает наиболее консервативные и устойчивые структуры массового сознания и поведения.
Развитие современных сетевых технологий предоставляет возможности для «коммуницирования всех со всеми», что служит причиной формирования нового медиаповедения людей. Индивид выступает одновременно субъектом и объектом информационного влияния, потребителем и производителем информационного продукта. Создавая собственный контент, индивиды получают возможность эксплицировать в коммуникационных формах экзистенциальные переживания различного характера. Прозрачными в виртуальном мире могут стать как инстинктивные проявления, так и процессы духовного поиска. Е.Пронина характеризует этот процесс как превращение массовой коммуникации в полилог. Между тем, онлайновые коммуникации, с нашей точки зрения, не могут принять форму того полилога, который характерен для межличностного непосредственного общения. Полифония Сети состоит из совокупности актов самовыражения, которые чаще всего возникают как монологические. И личные сайты, и онлайновые дневники, и автобиографии, и «мысли по поводу» – все это результат творчески-репрезентативной активности личности, которая стремится к публичности. При этом присутствие в Сети вовсе не гарантирует пользователю возможности быть воспринятым и услышанным. Ведь подлинная коммуникация посредством Интернет происходит лишь в традиционной диалогической форме (электронная почта, электронная телефония). Все прочие информационные «вбрасывания» являются стихийными и неконтролируемыми с позиций таких коммуникативных факторов, как обратная связь, код и контекст. В сети происходит рассеивание сообщений, условия восприятия/невосприятия которых имеют стохастичний характер.

Совокупная конструктивная деятельность пользователей-реципиентов Сети выходит за пределы традиционных познавательных практик. Когнитивные возможности человека не просто расширяются: они трансформируются, и следствия такой трансформации пока еще мало изучены.
Таким образом, медиапсихологию можно определить как область научных знаний, которая исследует психические процессы, состояния и свойства человека, обусловленные влиянием масс-медиа. П. Винтерхофф-Шпурк, опираясь на традиционную модель коммуникации, предлагает осуществлять медиапсихологические исследования в трех направлениях: психология медиапроизводства, психология медиапотребления, психологическое моделирование медиатекстов. Предметное поле медиапсихологии включает в себя обусловленные масс-медийным воздействием психологические феномены, механизмы восприятия медиакультуры, явления медиакомпетентности, медиазависимости, медиаиммунитета, групповые и индивидуальные медиаэффекты.

читать далее

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (1 голос)