Skip to Content

Образование на Руси в допетровское время

Укрепление Московского государства, связанное с централизацией власти, привело к некоторому подъему образования. Стали появляться многочисленные частные и приходские школы, где обучали грамоте и счету детей не только духовенства, но также ремесленников и купцов. Кроме того, в этот период была создана закрепленная решениями Стоглавого (1551 г.) собора система православного образования.

В XVI–XVII веках основные центры просвещения у Восточных славян были на Украине и в Белоруссии. В борьбе с политическим, идеологическим и религиозным наступлением Польши белорусские и украинские просветители основывали так наз. братские школы, связанные с национально-освободительными движениями. В 1632 году на базе двух таких школ была открыта Киево-Могилянская коллегия, ставшая в 1701 году академией. Через полвека, в 1687 году, она послужила образцом при создании в Москве Славяно-греко-латинской академии. В Белоруссии и на Украине появлялись типографии (в Острог подо Львовом бежал из Москвы первопечатник Иван Федоров). Издавались учебники.

С середины XVII века в Москве стали появляться школы по образцам европейских грамматических школ, дававшие светское и богословское образование. К этому времени относятся важные изменения методики начального обучения. При обучении грамоте буквослагательный метод заменили на звуковой. Буквенное (буквами кириллицы) обозначение цифр сменили арабские цифры. В букварях появились тексты для чтения, в первую очередь, псалмы. Появились так наз. азбуковники, представлявшие собой первые толковые словари в помощь учащимся.

Необходимо отметить внесословный, демократический характер образования на Руси в допетровское время. Так, например, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней обучалось (кроме подготовительного класса) 76 учеников, в числе которых были монахи, священники, дьяконы, князья, стольники, спальники и «москвичи всякого чина» вплоть до сына конюха.

Чему обучали школьников в допетровские времена?

Слабее всех поставлено было преподавание математики. Лишь в XVII веке начали появляться учебники с арабскими, а не кириллическими, цифрами. Из четырех основных правил арифметики на практике изучались только сложение и вычитание. Действия с дробями почти не применялись. Несколько более развита была геометрия, точнее, практическое землемерие. Астрономия также была чисто прикладной наукой. Астрономические знания использовались для составления календарей и проч. В XII веке широкое распространение получила астрология. Знания из области естественных наук были представлены не системно, фрагментарно. Быстро развивалась прикладная медицина, заимствованная в основном с Востока, а особенно фармацевтика. Постоянно высоким был интерес к истории. Согласно Милюкову, историческое чтение было самым любимым чтением после религиозного.

Однако удовлетворить потребность в исторических знаниях в Древней Руси было не просто. В обилии летописей и исторических сказаний разобраться было нелегко, так как отсутствовало общее руководство, система в подходе к русской истории.

В Московской Руси ежегодно издавалось до двух с половиной тысяч экземпляров букварей, до трех тысяч Часословов и до полутора тысяч Псалтырей. Это, конечно, не слишком много на 16-миллионную страну, но все же грамотность была не единичным явлением. Грамматика Мелетия Смотрицкого вышла в свет в 1648 году. Необходимо иметь в виду, что любые учебники излагали не разговорный язык, а церковно-славянский. В XVII веке впервые появились учебники по риторике и логике.

Голосов пока нет