Skip to Content

Обучаемость

Как бы хорошо ни было поставлено обучение, оно не может обеспечить единого темпа продвижения всех учащихся класса. Эффективность усвоения школьниками приемов умственной деятельности будет зависеть не только от качества обучения, но и от индивидуально-психологических особенностей детей, от их способности к обучению, или обучаемости.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, а высокий уровень умственного развития ученика обычно свидетельствует о наличии у него и хорошей обучаемости. Однако эти понятия не тождественны. Умственное развитие отражает результаты всей предшествующей интеллектуальной деятельности личности: наличный фонд знаний, умений, приемов и т.д. Обучаемость же отражает успешность самого процесса овладения учебным материалом и характеризуется быстрым темпом накопления знаний и легкостью в овладении приемами умственной деятельности.

Часто встречаются случаи, когда один и тот же ученик усваивает разные предметы с разным успехом (при прочих равных условиях). Психологическими исследованиями установлено существование разных типов структур обучаемости применительно к разным предметам. Так, в структуру обучаемости русскому языку включают такие компоненты, как особенности дограмматических речевых ассоциаций, фонематический слух и т.п.. Эти особенности не являются обязательными компонентами обучаемости истории, географии или математики.

Вместе с тем есть учащиеся, которые одинаково успешно усваивают разные предметы, что свидетельствует о наличии общей обучаемости.

Разные уровни обучаемости вызывают необходимость дифференцированного подхода к учащимся. Учителю важно научиться сочетать фронтальную работу с классом (обязательную для всех) с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий. Так, следует выделять группы учащихся с повышенной обучаемостью. В порядке индивидуальной работы ученики этих групп изучают дополнительную литературу, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения; готовят доклады и рефераты по интересующим их вопросам.

Целесообразно объединять в особые группы и учащихся с несколько пониженной обучаемостью, для которых характерны быстрая утомляемость, пассивное отношение к умственной работе и замедленное формирование обобщенных знаний. Учащиеся данной группы нуждаются в замедленном темпе изучения учебного материала, в большем числе упражнений. В работе с ними необходимо уделять внимание развитию их познавательных интересов.

Обучаемость — это не постоянное и неизменное качество, она развивается и совершенствуется в процессе обучения. Поэтому относительно низкий уровень обучаемости отдельных школьников не освобождает учителя от необходимости уделять им внимание. Учащиеся с низким уровнем обучаемости нуждаются в строго индивидуальном подходе.
Проводились исследования, в которых изучались особенности школьников с пониженной обучаемостью по различным предметам: по геометрии, грамматике, физике и т. д. В результате выяснилось, что, занимаясь с этими школьниками дополнительно, нетрудно добиться необходимого уровня усвоения ими учебного материала. Но как только дополнительные занятия прекращались, пониженная обучаемость данных учеников обнаруживалась вновь. Полностью преодолеть все показатели пониженной обучаемости удалось лишь тогда, когда была перестроена вся работа с учащимися данной категории на основе учета их индивидуально-психологических особенностей. Пришлось воздействовать не только на интеллект, но и на личность школьника в целом. Это объясняется тем, что длительное отставание в учении часто приводит к формированию отрицательной учебной мотивации, к нежеланию работать над

Учителю необходимо проанализировать всю структуру организованности ученика — и уровень его умственного развития, и его отношение к учебе, и особенности его самоорганизации в учебной работе. Только на основе такого полного анализа возможно найти правильный индивидуальный подход и подобрать такую методику, которая соответствовала бы, обучаемости данного ученика и была способна ее улучшить.

Индивидуальный подход к учащимся с пониженной обучаемостью некоторые учителя видят прежде всего в дифференцировании учебного материала по объему и степени сложности. Однако ни упрощать содержание материала, ни уменьшать его объем в течение длительного времени нецелесообразно. Это лишь переходные, вспомогательные приемы. Излишнее упрощение может привести к выхолащиванию научности из программного содержания, а многократное сокращение объема заданий лишает учащихся возможности приобрести и закрепить необходимые навыки и умения. Учителю важно установить, какие недостатки в развитии познавательных процессов тормозят нормальное усвоение материала, какие отрицательные особенности личности мешают ей работать над повышением своего развития, какие условия способствуют закреплению недостатков и отрицательных черт. Только в соответствии со всем этим можно определить, какую именно помощь следует оказать ученику.

Н. А. Менчинская, анализируя такую особенность школьников с пониженной обучаемостью, как формальное оперирование словом, показывает, что у разных учащихся эта особенность проявляется на разной основе: «В одних случаях имеет место достаточное развитие чувственных процессов (восприятий и представлений), но слово (и словесное мышление) на них не опирается, в то время как в других — в развитии самих чувственных процессов обнаруживаются существенные дефекты. Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к учащимся: в первом случае нужно чаще упражнять ученика в конкретизации абстрактных положений (правил, принципов, законов), приучать его «видеть» за словом реальные впечатления, в то время как во втором — нужно начинать педагогическую работу с укрепления и развития чувственной основы учить воспринимать и наблюдать, формировать яркие представления об окружающем мире».

Следует различать понятия «ученик с низкой обучаемостью» и «ученик с низкой успеваемостью». В первом случае у ученика недостаточно развиты способности к обучению, во втором — ученик, может быть, и способный, да ленивый, способный, но неусидчивый, неорганизованный и т. д.

Низкая обучаемость — это одна из основных причин неуспеваемости, но далеко не единственная.
Описано несколько типов неуспевающих школьников. Для первого типа характерно сочетание низкой обучаемости с положительным отношением к учению. Учащихся данного типа огорчают неудачи в учебе. Они хотели бы иметь более высокие показатели, но избегают трудностей в учении. Одни из этих ребят стремятся компенсировать неуспехи в учебной работе какой-либо практической деятельностью, другие избегают трудностей не только в учебной, но и в любой другой работе.

Для второго типа характерно сочетание хорошей обучаемости с отрицательным отношением к школьному учению. Ученики данной группы привыкли заниматься только тем. что им нравится. В числе их есть ученики с общим негативным отношением к учению в школе и есть Школьники с резко дифференцированным отношением к разным учебным предметам. И те и другие болезненно переживают свои неуспехи в учебе, сторонятся коллектива, не подчиняются его требованиям и часто выпадают из него. Одни учащиеся свои неудачи в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируют интеллектуальной деятельностью, не связанной непосредственно с занятиями в школе, другие же стремятся включиться в какой-либо внешкольный коллектив.
Учащиеся охарактеризованных типов могут успешно обучаться в общеобразовательной школе лишь при условии организации правильного дифференцированного подхода к ним. Так, работа с неуспевающими первого типа должна быть в основном направлена на повышение, качества мыслительной деятельности, на формирование учебно-познавательных мотивов и волевых черт характера. Работа с неуспевающими второго типа должна быть нацелена прежде всего на искоренение таких свойств личности, как эгоизм, индивидуализм, самомнение и др., и на восстановление нормальных отношений данных учащихся с коллективом одноклассников. Если же дети равнодушны к своему неблагополучному положению в коллективе, так как удовлетворены общением со сверстниками вне класса и вне школы, то здесь необходимо изменение моральных установок, внутренней позиции ученика. Это требует длительной целенаправленной работы по перевоспитанию.

Труднее всего перевоспитывать школьников, относящихся к третьему типу неуспевающих, в котором сочетается низкая обучаемость с отрицательным отношением к учению.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 3.5 (4 голосов)