Skip to Content

Оптимальная продолжительность урока

Оптимальная продолжительность урока.

Белкин Андрей Евгеньевич,
учитель физической культуры
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
муниципального образования «Город Саратов»,
Почетный работник общего образования РФ

Урок. Привычное слово. Урок – основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки – основная часть партитуры школьного дня...» (Ш. Амонашвили).
В саратовских школах в настоящее время сложилась неопределенная ситуация. В одних школах города, куда добралась прокуратура или Роспотребнадзор, продолжительность урока 45 минут, в других школах - 40 минут.
Зачастую учитель стремится просто передать всю имеющуюся у него информацию. Вот здесь и встает вопрос о хронометраже урока. Сколько он может продолжаться: 40 минут, 45, 50? Психологи установили, что слабый ученик способен воспринимать информацию на уроке в течение 7-8 минут, средний - на протяжении 12 минут, а хорошо подготовленный - не более 17 минут. Тогда чем же занимать школьника в оставшееся время? Любой учитель понимает, что нельзя до бесконечности затягивать проверку домашнего задания, хотя, к сожалению, этим грешат многие. Можно использовать различные технические средства обучения. Но каждая ли школа в нашем государстве оснащена этими простейшими достижениями современной цивилизации?
Сегодня в педагогической практике применяются два подхода к длительности урока: 40 и 45 минут. Но дают ли дополнительные 5 минут урока больше знаний ученикам? Ведь вряд ли кто-то будет утверждать, что старшее поколение, традиционно обучавшееся 45 минут, получало знаний больше, чем современные дети. И всегда ли больший объем информации способствует лучшему усвоению учебного материала?
Интернет в наше время является неконтролируемой «трибуной» общественности.
Так что же пишут дети и родители в Интернете о продолжительности урока?
«Со вторника во всех школах Красноярского края уроки увеличиваются на 5 минут. Раньше если 6 урок заканчивался в 14.20, то теперь в 14.50.»
«Мда. 45 минут, теперь приходить домой буду на час позже.»
«Помню у нас такой праздник был, когда сказали, что уроки по 40 минут теперь будут!»
«На самом деле, 5 минут от урока - это много. Бедные современные школьники... ЕГЭ, 45 минут, субботу учебную ввели, краеведение, религиозное воспитание... Какой следующий эксперимент на головы детей обрушится?»
«Этот великий народ маленький еще для экспериментов... Надо, чтобы эксперименты на министрах проводили. Посадить их на 6 уроков по 45 минут 6 дней в неделю и пусть посидят с прямой спиной. И макаронами накормить в перерыве.»
«Ребенок пошёл в 6-й класс. На 1-е сентября всех обрадовали - начало второй смены в школах сдвигается на 14:00 (вместо 13:30 или 13:00) и, кроме того перемены удлиняются вместо 5 минут до 10-20... и в итоге вторая смена будет заканчиваться около 20:00 вечера вместо 18:00... Это не просто слишком поздно, у многих рушится расписание кружков и репетиторов... Да и вообще представьте, как это будет выглядеть зимой... Все это якобы по требованию Роспотребнадзора.»
Свое решение о продолжительности урока 40 минут школы могут юридически мотивировать следующим образом.
Образовательное учреждение должно при организации режима учебного процесса руководствоваться СанПиН 2.4.2.1178-02. В нем предоставлено право образовательному учреждению устанавливать продолжительность урока не более 45 минут. Обязательность требования продолжительности урока в 35 минут распространяется на 1-й класс.
В Приказе Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 указано, что при продолжительности учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель продолжительность урока для I класса составляет 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.
Федеральный базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.
Школам следует руководствоваться, прежде всего, Типовым положением об общеобразовательном учреждении. А в нем в п. 41 сказано, что учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Но кто из директоров школ будет опротестовывать предписание прокуратуры или Роспотребнадзора об уроке в 45 минут?
Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлением утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5–10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером) ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу.
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока – главный фактор предохранения от предметного утомления и повышения функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20–25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20–25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше – 30–35 мин.
40 или 45? Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Максимовича: «...сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».
Основную роль в определении продолжительности урока играют педагогическое мастерство, личность учителя. Так стоит ли ломать копья? Пусть каждая школа делает выбор сама в зависимости от имеющихся педагогических кадров, конкретных условий школы и, не перегружая при этом учеников. На мой взгляд, с учетом перегруженности школьников лучше урок сократить до 40 минут.

9.25