Skip to Content

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке

В процессе организации познавательной деятельности учащихся можно выделить три тесно связанных между собой этапа: подготовительный, результативный и закрепляющий.

Первый этап - обеспечение оптимальных условий для активной, самостоятельной, творческой работы мышления и воображения учащихся. Сюда относится создание установки, организация восприятия и внимания, мобилизация памяти.

Второй этап — организация аналитико-синтетической работы мышления и воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных умений учащихся.

Знания формируются в виде конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, в виде усвоенных закономерностей, связей, законов, правил, формул и т. д. Умения формируются в виде овладения различными уровнями и формами понимания, рациональными способами решения разных типов задач, приемами свертывания информации, переноса навыков, основными компонентами преобразующей деятельности воображения, а также в виде овладения самостоятельным анализом проблемной ситуации и готовности самостоятельно увидеть, сформулировать и исследовать проблему.

Третий этап — закрепление, автоматизация технических компонентов познавательной деятельности. Сюда относится выработка навыков грамотного письма, выразительного чтения, решения однотипных задач, анализа учебного текста, использования чертежей, графиков, диаграмм, таблиц и т. п.

Следует помнить: чем больше компонентов познавательной деятельности будет автоматизировано, тем лучше будут условия для активной творческой работы. Это позволит сосредоточиваться не на самом процессе выполнения работы, а на ее содержании и на тех наиболее трудных моментах, от которых зависит успех деятельности.

Развитие познавательной деятельности учащихся В.А.Крутецкий определяет как «переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопроса; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их».

Высшей степенью развития мышления в школьном возрасте является теоретическое, исследовательское мышление, направленное на объяснение явлений, познание самых общих и отвлеченных закономерностей, мышление, характеризующееся умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, исследовать для себя новую зависимость или закономерность и открывающее возможность предвидения.

Голосов пока нет