Skip to Content

Основные ошибки, совершаемые при изучении иностранного языка

Владение иностранным языком всегда считалось одним из признаков общей культуры человека, его образованности и личной эрудиции. Особую актуальность это приобрело сейчас, и в особой степени это следует сказать об английском языке, который, наверно, уже следует считать не только иностранным в привычном понимании слова, но и признанным средством международного общения.

Это было учтено в полной мере - как обществом, так и представителями лингвистической и педагогической наук. Однако, несмотря на то, что повсеместно распространены всевозможные курсы английского языка, а в учебных заведениях - начиная начальной школой и заканчивая аспирантурой - он стал одним из основных предметов, результаты обучения говорят о том, что его цели достигнуты далеко не в полной мере: главной проблемой остается отсутствие выработанной возможности общения, хотя язык является средством передачи мыслей и обмена ими, и именно это есть главная цель обучения любому языку.

Почему же так происходит? Дело в том, что в процессе овладения иностранными языками люди совершают ряд ошибок (причем как педагоги, так и учащиеся), которые человеку, не являющемуся специалистом в этой области, могут показаться чем-то несущественным, но которые при этом резко снижают эффективность обучения. Среди них наиболее распространены следующие.

Организация обучения на курсах английского языка без учета уровня владения языком на момент начала обучения - т.е. неправильное формирование групп.

Неверный выбор методик обучения и учебных программ

Структура занятия не отвечает поставленной цели (например, человеку необходимо устроиться на работу за рубежом, т.е. овладеть качественной разговорной речью, а упор делается лишь на овладение грамматикой).

Большая пауза между занятиями и низкая их чистота (по мнению ученого-педагога А.В. Черных, «занятия по иностранному языку со взрослыми должны проводиться не реже четырех раз в неделю, т.к. в противном случае происходит утрата или снижение качества приобретенных навыков и умений»).

Отказ от повторения ранее пройденного материала, что приводит к тому, что он попросту забывается и не может быть использован в речи.

С подобной постановкой вопроса согласны многие авторитетные специалисты в области изучения иностранных языков. Так, в частности, известный преподаватель английского языка Евгений Стеганцов на своей странице в соц. сети пишет:

«на мой взгляд, основных ошибок всего несколько. Первая и самая распространенная: нерегулярность занятий. Если вы изучаете язык с перерывами, то с каждым перерывом вы отходите на несколько шагов назад и при возобновлении занятий приходится начинать чаще всего с ранее пройденного уровня - повторять. Вторая ошибка: «я уже это проходил». Совершенно неважно, сколько раз вы проходили тот или иной уровень. Важно насколько хорошо вы усвоили материал этого уровня. Нет совершенно ничего страшного в том, чтобы пройти один и тот же уровень, например, два раза. Повторять материал не просто полезно - это золотой ключик к успешному достижению цели. Третьей ошибкой можно назвать «эта тема мне не пригодится» и это может касаться как грамматики, так и пополнения словарного запаса. Если мы говорим об изучении «общего английского языка» (GE - general English) в современных курсах по английскому языку включены только самые распространенные и важные темы: от аэропорта до ранений».

Описанными выше примерами допускаемые при изучении иностранных языков ошибки не исчерпываются. К иным из них можно отнести убеждение, что овладеть языком можно по так называемой «методике 25-го кадра» или даже «по любимым песням», что признано в корне несостоятельным и является иллюзией. Другие учащиеся ошибочно полагают, что для овладения языком необходимо лишь выполнять письменные грамматические упражнения в специальных пособиях, при этом не уделяя внимание развитию навыков и умений устной речи, забывая о том, что язык состоит отнюдь не только из грамматики, и даже превосходное владение ей разговорных навыков не дает. И, наконец, есть и еще одна ошибка: некоторые учащиеся считают, что овладеть английским языком можно, самостоятельно читая тексты на нем (например, художественных произведений). Однако известно, что не всякий текст является учебным, и на определенном этапе знакомство с такими текстами может оказаться несвоевременным - учащийся их попросту не сможет понять либо поймет неверно. Отсюда - стресс, усталость, разочарование в собственных способностях либо формирование неправильных представлений, например, о значении слова или построении предложения.

Каким же образом избежать этих ошибок? Здесь хотелось бы обратиться к читателю с несколькими советами, которые помогут правильно подойти к изучению иностранного языка.

1. Обратитесь к профессионалу. Это может быть репетитор английского языка, курсы английского языка или просто консультант в этой области, который непредвзято оценит ваши сильные и слабые стороны и подскажет, в каком русле следует продолжать обучение.

2. Не верьте слепо рекламе всевозможных курсов английского языка: цель любой рекламы, как известно, извлечение прибыли, и не факт, что при этом имеет место забота о качестве оказываемых услуг. Во-первых, этот рынок очень насыщен, и существует большой риск допустить ошибку, во-вторых, дешево - не значит хорошо, равно как и большая сумма оплаты - не признак качества обучения. Курсы английского языка бывают разными и адресованы разным целевым группам, например: студентам, подготовительные, делового английского, подготовки к экзаменам IELTS, разговорного английского, для представителей какой-либо профессии. За десять дней или за месяц овладеть английским языком нельзя, как бы красочно это не обещалось в рекламе!

3. Изучение иностранного языка должно базироваться на текущем уровне владения им. Следовательно, этот уровень необходимо определить. Это можно сделать путем проведения собеседования на английском языке и тестирования, - именно таким образом поступают ведущие игроки рынка курсов английского языка. На основе данных, полученных при тестировании, формируется группа, и обучение действительно приносит положительный результат.

4. Не следует «уповать» на высокий профессионализм педагога: каким бы грамотным и опытным специалистом он ни был, и какой бы идеальной не являлась методика, язык необходимо учить. Любое обучение чему-либо есть двусторонний процесс, предполагающий приложение усилий как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося.

В настоящее время большинство компаний, занимающихся обучением иностранным языкам, располагают Интернет-сайтами, где можно получить подробную информацию об учебных программах, содержании курсов, пройти тестирование и получить консультацию специалиста.

Голосов пока нет