Skip to Content

Овладение самоконтролем у школьников

Овладение самоконтролем и самооценкой — это лишь один из компонентов умения учиться. Другим компонентом является овладение обобщенными способами действий. Так, если школьнику дают серию конкретно-практических задач, то он на основе анализа одной или двух из них стремится найти общий способ их решения. Стремление искать и умение находить общие способы решения задач развиваются в зависимости от условий учебной деятельности, в которых учащимся приходится решать задачи.

Вовлечение ребят в учебные ситуации, содержанием которых являются серии конкретно-практических, интересных для ребят задач типа: «Пройдет ли парта в дверь, если открыть только одну створку?», ставит младших школьников перед необходимостью искать общий способ решения, доказывать целесообразность использования именно этого способа и определять границы его применения, что дети делают с помощью учителя.

Установление общих отношений изучаемых предметов, выявление содержания и объема понятий может осуществляться на основе прямой передачи, знаний от учителя учащимся. Но значительно эффективнее задавать такие действия с учебным материалом, в процессе которых дети сами открывают изучаемые свойства, сами устанавливают внутренние, существенные отношения предметов и запоминают способ (модель) их выявления.

Это и позволяет им впоследствии решать любые задачи данного вида. Так, чтобы показать третьекласснику способ определения морфолого-семантических частей слова, мало сообщить, из каких частей это слово состоит, мало показать на примерах и поупражнять ребенка в распознавании каждой части. Необходимо так организовать действия учащихся, чтобы они учились изменять слово, сравнивать образованное путем изменения слово с исходным и по форме и по значению и убеждались бы, что между формой слова и его значением существует определенная связь. В качестве иллюстрации приведем следующий фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Учитель. Назовите слово, состоящее из одного корня.
Ученик. Стол.
Учитель. Добавьте к этому слову суффикс.
Ученик. Столик.
Учитель. В каких случаях мы говорим «стол», а в каких «столик»?
Ученик. Если мы хотим сказать, что стол небольшого размера, то говорим «столик».
Учитель. Добавьте к исходному слову «стол» окончание.
Ученик. Столы.
Учитель. Какая разница в значений слов «стол» и «столы»?
Ученик. Слово «стол» означает один предмет. Слово «столы» означает, что их два или больше.
Учитель. Как изменить слово «столик», чтобы оно означало множественное число?
Ученик. Столики.
Учитель. Правильно. Какое же изменение вы произвели?
Ученик. Добавили окончание «и».

Как бы ни были удачны отдельные приемы и методы обучения, их не следует фетишизировать. Учителю необходимо четко представлять основную задачу начального обучения, понимать общее направление совершенствования учебных методов, знать большое число старых и новых обучающих приемов и осуществлять выбор, всякий раз ориентируясь не только на учебную задачу, но и на особенности класса, а также свои собственные силы и способности.

Более того, к использованию каждого нового приема учитель должен тщательно готовиться и по возможности не применять его до тех пор, пока не овладеет им как следует.

В. А. Сухомлинский в беседе с марийскими педагогами, приехавшими в 1967 году изучать опыт Павлышской школы, рассказал следующий случай. Как-то он обнаружил, что учителя не умеют писать сочинений о природе. Стали учиться. На это ушло два года. Как только сами учителя научились, появились первые результаты и у ребят. «Если учитель делает, то и ученик сделает. Учитель не умеет — ученик тоже не сумеет, это ясно»,— сказал в заключение В. А. Сухомлинскйй.

Голосов пока нет