Skip to Content

Почему производительность труда в России ниже, чем зарубежом?

Фрагмент дискуссии с e-xecutive.ru.
Александр Буланцев, зам. генерального директора инвестиционной компании, г.Москва:

...Необразованные акционеры нанимают необразованных управляющих, а те в свою очередь необразованных работников. Просто потому, что они друг друга способны понять. А все остальное - следствие. При отсутствии образования - внедрение современных методов хозяйствования - невозможно. Я долго не понимал, почему все так, пока не услышал от генерального директора нефтегазовой компании с оборотом несколько миллиардов рублей - "я не понимаю, то что вы говорите, но вот смотрите, вот тут если посчитать крестьянским счетом...".

Небольшая горстка образованных людей (и это, начиная с младших классов) всячески принижается и высмеивается - и в последующем в этой системе они как индикатор неэффективности системы - нежелательны.
Широкий кругозор - также нежелателен для этой системы. Основная масса управленцев в РФ - троечники (статистика). Наш президент- это удивительное исключение.

Но вот откуда же взялось нежелание учиться и расширять свое сознание (не психотропными методами, а ежедневной умственной работой, в т.ч. над собой?)
Мое личное мнение - многое от родителей.
Но если родители хотят образовывать детей (не в плане зачатия, а их культурного уровня), но отдают себе отчет, что по своему уровню к сожалению неспособны на это?

Тогда это задача учителей.
И мы приходим к тому, с чего начали - государство не стимулирует обучение и образование, затраты на детей - минимальны. И тем самым продуцируется постоянно один и тот же тип гражданина.

Последние новшества (ЕГЭ) его еще и роботизируют, окончательно удаляя необходимость мыслить и оставляя только необходимость кратковременно запоминать ряд быстроустаревающих фактов. Если раньше система "школа" была в большей степени способом просто убрать с улиц детей, пока родители на работе, и следить за их хотя бы внешним моральным обликом, то сейчас эта система не делает даже этого. Качество учителей низкое, как правило, система заставить немногочисленных ярких и творческих учителей заполнять совершенно дикие формуляры отчетности - вынуждает последних эффективных сбегать из системы, методы познания как спор, дискуссия и разговор - на уроке - отсутствует, если раньше еще были посещения театров и музеев - сейчас они редки.

На количестве образованных и адекватных людей эти ухудшения, наверное, не скажутся - интеллект на планете - величиная постоянная (а население растет).
Но речь не о сохранении статус-кво, мы ведь хотим получить больше эффективных и осознанно действующих индивидуумомов.
Но почему государство не хочет повышения образовательного уровня своих граждан?
Почему компании копируют стиль государственного управления и поощряют не эффективных, инициативных и толковых, а лояльных, молчаливых и средненьких?
Западные компании в РФ уже на уровне 3-4 курса "столбят" cамых толковых и оплачивая их труд с большим дисконтом делают так, что они создают добавленную стоимость и прибыль для ЧУЖОЙ экономики на нашей территории. Причем самых толковых сотрудников (для западных компаний) как правило обучает Наше государство бесплатно, за бюджетные средства. Как же это возможно?!

А потом года 3 спустя этих толковых людей российские компании приобретают за стоимость 2-3 их окладов.
С другой стороны - эти варяги эмитируют в экономику переученных на западный лад сотрудников, которые очень скверно потом приживаются в российских компаниях и как правило потом все равно уходят в дочку западной компании, то есть опять "стерилизуются" для блага нашего бизнеса.

Ну не хотят толковые люди работать под началом своих сокурсников - вчерашних троечников, без четкой и прозрачной хотя бы на 2-3 года вперед системы промоушена (а в большинстве российских компаний вообще непонятно кого, как и за что продвигают, кому и за что платят, и почему столько, и тому подобные перекосы).

Нельзя ответить плохо это или хорошо. Ответ в стиле "хлеба и зрелищ" , а также использование слов "быдло", "тупость", "лень"- это все-таки примитивное восприятие мира.

Когда я был на семинаре РБК, цель которого была - выявить причины, по которым Финансовые директоры все время воюют с Главными бухгалтерами, одна очень толковая женщина-финансовый директор завода сказала: "А почему акционер должен все знать? Он же меня и нанял, чтобы я ему объяснила". Это очень правильная позиция и адекватная, но только к сожалению для наших условий. И это работает только при условии что Управленец ХОЧЕТ выслушать более образованного, ГОТОВ принять тот факт, что он в данной области несведущ, и ХОЧЕТ РАЗОБРАТЬСЯ и принимать решение не исходя из настроения или внезапного озарения (или "папа знает лучше"), а на основе диверсифицированной, проверенной информации. Когда он понимает ее источники, степень достоверности и возможные искажения при интерпретации.
И такая ситуация, когда политический руководитель принимает решения не на коленке, причем старается вникнуть в то, что ему объясняют - это редкость.

--------------
McKinsey&Co рассчитал производительность труда россиян в основных секторах экономики и сравнил ее с американским уровнем.

Исследование показало, что в США в 2007году 1 человек работал как 4 человека в РФ.

Все дело в устаревшем техническом оснащении.
И эта проблема свойственна не только наиболее тяжелым по условиям труда производствам.

Было исследованы 5 отраслей:
- сталелитейная
- розничная торговля,
- розничный банковский сектор,
- электроэнергетика
- жилищное строительство
В среднем производительность по 5 отраслям составляет 26% относительно уровня США 2007 года.

Лучше всего дела обстоят в сталелитейной промышленности.

За 10 лет производительность труда здесь удвоилась и сегодня составляет 33% от уровня США.
То есть, три российских сталевара работают как один американский. Проблема отставания заключается совсем не в русской лени, а в устаревшем производстве. Для того, чтобы поправить дела, России потребуется заменить мартеновские печи на более современные технологии, ликвидировать избыточные управленческие уровни, а также улучшить автоматизацию в производстве и в техническом обслуживании.

На втором месте розничная торговля, где производительность соответствует 31% от уровня США.
Несмотря на рост темпов развития сектора, по которым Россия в течение последних 7 лет опережала Китай, Индию и Бразилию, результативность работы здесь остается низкой.

За 10 лет в этом секторе она увеличилась более чем вдвое, это самые высокие темпы роста среди пяти проанализированных McKinsey отраслей.
Основная проблема заключается в устаревших форматах, сократить отставание можно за счет внедрения современных торговых форм, считают аналитики.

На третьем месте электроэнергетика, отрасль занимает четвертое место в мире по объемам производства электроэнергии.

Но вот производительность труда - всего 25% от американского уровня. Для повышения производительности в отрасли потребуется централизация административных процессов и пересмотр обязательных для электростанций нормативов.
Кроме того, необходимо снизить затраты на строительство новых электростанций, и это может быть достигнуто с помощью повышения прозрачности и качественного управления проектами, советует McKinsey.

Производительность труда в розничном банковском бизнесе РФ составляет 23% от уровня США, но долгосрочный потенциал ее роста весьма значителен.
Для его повышения необходимо упростить операционные процессы в отделениях банков и повысить долю электронных платежей.

Реализация этих изменений потребует совместных действий государственных органов и банков.

Хуже всего смотрится жилищное строительство.
Там производительность труда составляет 21% от уровня США, то есть с КПД одного американца трудятся целых пятеро российских строителей.
За последние 10 лет производительность труда в жилищном строительстве увеличивалась всего на 3% в год.
Чтобы улучшить этот показатель, России следует упростить получение разрешений на строительство, а также использовать более эффективные технологии и материалы.

По мнению McKinsey, для улучшения производительности труда свои усилия должны объединить и власть, и бизнес. Государству следует сосредоточиться на улучшении профессионального образования, поддержке мобильности трудовых ресурсов и системы социальной защиты населения. В свою очередь, руководители предприятий должны усовершенствовать бизнес-процессы и развивать среди своих сотрудников навыки проектного управления.

(ifx.ru/txt.asp?rbr=1492&id=1144878)

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4.3 (6 голосов)