Skip to Content

Подходы к преподаванию экономики в школе

Вопрос преподавания экономики в настоящее время приобретает все большее значение. Изучение экономики есть один способ социализации старшеклассников, что составляет основу личностного развития личности ребенка. В своей жизни мы учимся всему, но никто не учит нас обращаться с деньгами, хотя с ними мы общаемся всю свою жизнь. В связи с этим возникает задача по формированию умения обращаться с деньгами, видеть зависимости между экономическими процессами и прогнозировать развитие социально-экономических отношений.

Правильный подход к преподаванию экономики позволяет обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием комментариев к экономической статье, решением задач, проведением тренингов, деловых игр, моделированием и участием в работе школьных учебных предприятий. Обратимся к одному из министерских документов.

Из письма Министерства образования РФ № 707/11-12 от 12.05.99 г. «Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях». Целостность и преемственность восприятия экономических знаний во многом обеспечивается качественной экономической подготовкой преподавателя.

Изменения на современном рынке труда:
• реалии «новых рабочих мест»;
• плохая новость: работы «на всю жизнь» практически не осталось;
• хорошая новость: гибкость работы стала выше, а ее изменения регулярнее.
Что значит «изменения» в работе на рынке труда:
• потребность в новых умениях;
• потребность в новом образе мыслей;
• переходность умений, знаний;
• потребность в аналитических навыках, умении мыслить критически;
• умение быть гибким.

Отметим, что преподавателю необходимо всегда быть в курсе трансформационных общественных процессов, в этом плане девизом к саморазвитию может стать закон Мура: «Скорость всех процессоров удваивается каждые 18 месяцев» и характеристики новой экономики: «80-е годы: все, что мы можем произвести, японцы сделают лучше. 2000-е годы: все, что мы можем произвести, китайцы сделают дешевле».

Основные тенденции современности определяются одним словом – «изменение»:
• глобализация;
• персонификация;
• мобильность;
• интерактивность.

Все вышесказанное выводит на первый план важнейший вопрос преподавания: каким образом при таком темпе изменений можно построить образовательную программу. Расширение объема знаний, накопленных человечеством, превращает в проблему способ их усвоения. Ускорение процесса овладения знаниями увеличивает объем активного времени, затрачиваемого людьми на получение новых знаний, на выявление новых законов природы и общества.

При этом в природе инвариантно существует два вида законов:
1) сохранения;
2) изменения.
Закон исторического развития представляется в трех основных формах:
1) Закон экономии времени;
2) Закон роста производительности труда;
3) Закон возвышения потребностей.

Все формы закона исторического развития взаимосвязаны: рост производительности труда создает предпосылки для увеличения свободного времени; усиление интеллектуальной мощности (проявление закона возвышения потребностей) влечет за собой рост производительности труда. Это ведет к масштабным изменениям в системе человек-природа-общество.

Формирование людей, способных творчески решать проблемы, основывается на трех специализациях:
1) исследователи;
2) конструкторы;
3) организаторы.
В рамках первой специализации – исследователи имеют на «входе» материальные системы и исследуют взаимодействия и динамику этих систем.
Можно выделить как минимум четыре пространственных уровня:
1) глобальный;
2) региональный;
3) отраслевой;
4) локальный.
Для каждого пространственного уровня можно выделить три временных разреза:
1) ретроспективный – история системы;
2) текущий – динамика текущих изменений;
3) перспективный – динамика системы в будущем.

Исследователь, владея теорией и логикой проектирования, на выходе должен:
1. Сформулировать идеи:
2. Оформить идеи, используя математические, графические, табличные модели:
В рамках второй специализации – конструктор имеет на входе проектные идеи, обеспечивающие развитие системы на разных пространственных уровнях и в различных временных разрезах.

Конструктор, владея теорией проектирования, на выходе осуществляет:
• разработку математической теории системы в форме алгоритмов и программных средств;
• разработку технологии проектирования с учетом идей по изменению системы.
В рамках третьей специализации – организаторы имеют на входе:
• определенную организацию в обществе;
• технологию проектирования с учетом идей по изменению взаимодействий в системе.

Организатор осуществляет:
• создание организационного проекта изменений в системе, ориентированных на устойчивое развитие;
• организацию реализации этого проекта, включая контроль хода выполнения работ.

Организационный проект – это план действий по достижению целей устойчивого развития.

Организатор должен составить такой план, в котором предусмотрены все работы для достижения
цели. Это означает, что:
• в плане нет работ, которые не нужны для достижения цели;
• в плане не упущены работы, которые необходимы для достижения цели;
• в плане указаны те работы, задержка в выполнении которых приведет к неизбежному срыву намеченного срока завершения всего комплекса работ по достижению цели.

В процессе преподавания экономик на выше обозначенных позициях возникает необходимость формирование деятельностно-ориентированного подхода:
• информационный – просвещение учащихся в области теории экономики (усвоение понятийного аппарата, основных экономических законов, терминологии, исторических аспектов развития экономики);
• проектный – поиск, анализ, синтез и использование информации (формирование способности
к конструктивному мышлению, к принятию решений и готовности брать на себя ответственность и инициативу);
• практический – применение знаний и умений (разработка бизнес-планов, организация собственных фирм, компьютерная игра).

Выделим три уровня целей образования, которые позволяют правильно сформулировать цель обучения:
1) глобальный;
2) этапный;
3) оперативный.

В предложенных условиях меняется и результат обучения, который выражен в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать. Результатом обучения становится действие.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4 (1 голос)