Skip to Content

Подростковый возраст. Психологические особенности.

Подростковый возраст - самый драматичный в жизни человека. Это период мучительных душевных потрясений и коллизий, своеобразная эпоха «бури и натиска» в судьбе формирующейся личности, когда ода ищет столь необходимую и недостающую стабильность, мечется в поисках внутренней устойчивости и взаимопонимания с другими членами общества.

В этом плане примечательно высказывание В. Аккермана о том, что нет более уязвимой возрастной группы, чем юношество. Именно на этот период, который принято называть пубертатным, падает второй возрастной кризис. Неустойчивость личностного склада подростка в возрасте от 12 до 15—16 лет объясняется «перекрестом» двух факторов, принимающих участие в его формировании - социально-психологического и биологического. Одновременно с биологическим становлением происходит общественная «кристаллизация» подростка,

Первое ощущение стабильности приходит с чувством физической силы. В период бурной перестройки организма подросток дает особую поведенческою реакцию: стесняется открыто выражать наиболее глубокие переживания (отсюда нарочитая условность, сложность поведения и речевой жаргон), причем грубость нередко служит для него своеобразным защитным механизмом.

Для этого периода характерна перестройка межличностных отношений, оказывающая влияние на самосознание и самооценку индивида. По данным А.В.Петровского, в подростковом и раннем юношеском возрасте референтной или эталонной, группой (с мнением которой личность считается) иногда становится не реальная контактная первичная группа, а герои популярных книг, кинокартин, театральных постановок. Именно из этих источников нередко черпаются установки, определяющие «что такое хорошо и что такое плохо». Подросток упрямо перепроверяет указания со стороны, демонстрирует заносчивость и самоуверенность, неприятие любых авторитетов, слепое противодействие любому совету.

Эндокринная перестройка организма, половой метаморфоз мальчиков и девочек служит отправной точкой для появления острого чувства недовольства собой, своей внешностью; отсюда — непоседливость, двигательная расторможенность или, напротив, угловатость, скованность, неуклюжесть в моторике; в связи с этим трудности в подборе родителями и педагогами ключа к характеру подростка, постоянные сетования с их стороны на дерзость, своеволие, инертность. Именно с незнанием психологии этого переломного периода подчас связаны неудачи воспитательного процесса.

На базе биологического созревания личности формируются явления, получившие название акселерации (ускоренное физическое развитие индивида) и ретардации (замедленное интеллектуальное и эмоционально-волевое созревание). Как ни парадоксально, и тот, и другой процесс не содействует своевременному становлению зрелой личности: как правило, даже при акселерации детство не только не сокращается, но и ощутимо затягивается.

Существенное противоречие этого возрастного периода — несоответствие между завышенной самооценкой и возможностью добиться этого реальными средствами. Современный подросток нетерпелив, ему кажется, что самое лучшее проходит мимо него (отсюда, быть может, то негативное явление, которое получило определение «вещизм»). А ведь зачастую эта меркантильность кажущаяся: она исчезает как только подросток получает верное направление своей воле, как только удается сформировать позитивную эмоционально насыщенную доминанту, «наставить его на путь истинный».

Пубертатный возраст сопряжен не только с фазой самоанализа (повышенным интересом к себе, возможным уходом в мир фантазий), но и с развитием чувства товарищества, взаимовыручки, коллективизма, помогающему утвердить себя как в собственных глазах, так и во мнении окружающих. «Самоуважение является своего рода итогом противоречивых самооценок,— пишет социолог И. С. Кон.— Высокое самоуважение не означает, что личность ставит себя выше всех остальных, не видит своих недостатков. И считает себя пределом совершенства; но оно означает, что человек уважает себя, не считает себя хуже и ниже других, положительно относится к себе как к личности... Самоуважение — исключительно важная черта личности, во многом определяющая его судьбу». В этой сложной и противоречивой борьбе за свой социальный статус подросток осваивает трудную истину: «береги честь смолоду».

Постепенно, по мере выравнивания эндокринно-вегетативных пертурбации и приспособления к новым формам межличностных отношений, наступает гармонизация характерологического склада подростка. Многое в этом процессе зависит от атмосферы в малой социальной группе. Известный американский психолог К. Левин провел длительные наблюдения за школьными классами, в которых воспитание было поставлено на разные основы - «авторитарную» и «демократическую». В «авторитарных» классах подростков рассаживали по принуждению, господствовала жесткая дисциплина, подавлялась инициатива; в «демократических» — права школьников были максимальными. Оказалось, что в «авторитарных» труппах драки вспыхивали в 30 раз чаще, чем в «демократических». Ученики, переведенные из первого рода классов во второй, вначале вели себя агрессивно и отчужденно, Лишь исподволь осваивали новые шаблоны поведения.

Таким образом, подростковый возраст является порой, личностного самоопределения, кристаллизации моральных нормативов, установления определенного стереотипа жизни, который затем переходит на всё последующие возрастные периоды. И приобретает подросток этот новый стиль поведения в момент, когда осознает себя как член общества, когда серьезно задумывается над проблемой «делать жизнь с кого». Он постигает искусство теплого общения и самоотдачи, умения быть сопричастным к «вселенской боли» и к переживаниям отдельного человека, осознает смысл сложного взаимодействия людей.

Завершающий период в формировании личности — юношество. Для юношей и девушек узловым становится вопрос «кем быть?». Профессиональная ориентация также чревата различными трудностями и колебаниями, однако она решается менее драматично, поскольку к этому моменту уже достигается внутренняя стабилизация личности, ее повзросление. Эта жизненная полоса в динамике индивидуального существования богата событиями: получение аттестата зрелости, выход в cамостоятельную трудовую жизнь, гражданское совершеннолетие, когда подросток из опекаемого средой становится ответственным за свои действия.

Становление личности ни в коей мере не означает ее самоопределения, не предусматривает избавления от нервных потрясений и перегрузок. Напротив, именно в период зрелости личность испытывает огромное количество душевных потрясений, что связано с ее наивысшей социальной активностью. Однако обогащенные предыдущим личным опытом, достигнув эмоционально-волевого равновесия и душевного баланса, люди сравнительно легко выносят самые сложные душевные коллизии, становятся более закаленными и стойкими.

Итак, самое время обратиться к механизмам поведения зрелой личности в социальном сообществе. В постоянном поиске идеала, осуществлении сотен и тысяч выборов, преодолении противоречий человек познает прекрасную истину, что «жизнь хороша, когда ты в мире необходимое звено» (А. Майгов).

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (2 голосов)