Познавательная деятельность подростков
Область познавательных интересов старшего подростка значительно шире не только по сравнению с младшим школьником, но и с младшим подростком. Возникают интересы к различным отраслям современной физики, биологии, к новейшей технике, продолжают развиваться читательские интересы, интерес к спорту, шахматам, театру, кино.
Активная любознательность, стремление познать как можно больше побуждают к самостоятельному поиску новой информации. В связи с этим учение для старшего подростка приобретает личностный смысл, превращается в самообразование. Интересы становятся не только более широкими, разнообразными, но и более глубокими, устойчивыми.
При отсутствии помощи и руководства со стороны взрослых может наблюдаться, напротив, большая разбросанность, поверхностность интересов или нежелательная, нездоровая их направленность.
Учебное содержание программы требует от подростка более глубокого уровня мышления. Умственное развитие подростка определяется постепенным переходом от словесно-логического мышления к гипотетико-дедуктивному. В отличие от младшего школьника подростки учатся проводить анализ сложной задачи путем построения различных предположений и их проверки. Умение оперировать гипотезами в решении, интеллектуальных задач является основным новообразованием мыслительной деятельности подростка.
В соответствии с более высоким уровнем мышления происходит дальнейшая интеллектуализация всех других познавательных процессов. Они становятся не только более контролируемыми и управляемыми, но и меняются качественно.
Например, чтобы правильно воспринять чертеж, нужно не просто его запечатлеть, а прочитать, выделить в нем необходимые связи и зависимости. Для этого восприятие должно быть анализирующим, размышляющим. Увеличивается запас приемов логической обработки материала и опосредствованного запоминания Речь становится более точной и выразительной, воображение — более продуктивным.
Все это обусловливает возможность и склонность старших подростков к творческой деятельности. В связи с этим в формировании положительного отношения старшего подростка к учению большое значение имеет организация поисковой познавательной деятельности, позволяющей переживать радость самостоятельных открытий.