Познавательные особенности подростков
Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется прежде всего изменением отношения детей к учению, к роли ученика, к урокам и учителю.
Младшие школьники гордятся своим положением ученика. Быть учеником для них самое важное дело. Их привлекает процесс учения как способ приобретения знаний.
Подросток - это уже почти взрослый человек. Для детей существенны любые сведения, получаемые на уроках. Отсюда и особое отношение к урокам. Все, что происходит на уроках, вызывает у ребят живой интерес, ничто не оставляет их безразличными. Вначале детей интересует сам процесс узнавания нового - они испытывают удовольствие от выполняемых ими учебных действий. Позже учебные интересы направляются не только на процесс приобретения знаний, но и на его результаты в виде развернутых оценок учителя и выставляемых отметок. Затем начинает заинтересовывать содержание изучаемого материала. К началу подросткового возраста интересы школьников направлены не столько на процесс и результаты учения, сколько на содержание разных учебных предметов и свои познавательные возможности.
У подростков увеличивается круг связей с окружающим миром. Они участвуют в различных кружках, чаще, чем младшие школьники, посещают кинотеатры, смотрят телепередачи. Содержание понятия «учение» для подростков расширяется, так как приобретение знаний выходит за пределы школьных занятий и учебных программ. Для подростков уже нет ничего заманчивого и значительного в слове «ученик». Школьные уроки кажутся им теперь лишь обычным, будничным делом и даже не всегда самым важным.
Отношение подростков к учителям также приобретает совершенно иной характер. Исчезает наивная вера младших школьников в непогрешимость действий учителя, в абсолютную справедливость всех его указаний и требований, а вместе с этим исчезает и доверчивая исполнительность, безоговорочное послушание.
У подростков формируются определенные критерии оценки деятельности учителя и его личности. Ребята любят учителя за его способность увлекаться и увлекать других, за умение понятно и захватывающе рассказывать, за доброжелательность и тактичность, ценят за справедливость, за глубокие и разносторонние знания; побаиваются и уважают учителя строгого и последовательного в своих требованиях. Но даже на уроках любимых и ценимых учителей подростки остаются «бдительными» и могут выражать свое сомнение, несогласие, возмущение или протест. Так, всякое новое требование, ограничивающее их свободу и самостоятельность, как и требование, кажущееся им несправедливым или просто лишним, возбуждает подростков и настраивает их критически. По данным исследователя А. П. Краковского, отвращение к необоснованным запретам является одной из возрастных особенностей младшего подростка, а неприемлемость необоснованных запретов — старшего подростка.
Подростки очень чутки к недостаткам и промахам учителей, и прежде всего подмечают те особенности взрослых, которые позволяют безнаказанно обходить некоторые ученические обязанности, не выполнять какие-либо требования, свободно развлекаться на уроках.
Повышенная активность младшего подростка, подъем энергии и потребность в энергетической разрядке старшего подростка могут быть обращены как во вред, так и на пользу уроку. На уроках, где нет четкой организации, даже хорошие ученики забывают об ответственности, включаются в общую атмосферу озорства.
Подростки, подзадоривая и поддерживая друг друга, все больше распаляются, в конечном итоге урок может быть сорван. Учитель, организующий уроки в соответствии с особенностями возраста детей, создает такие условия, в которых подростки достойным образом дают выход своей активности и энергии. Прежде всего нужно учитывать следующие особенности.
Младшему подростку необходимо утвердиться в коллективе сверстников, поэтому мнение одноклассников (их одобрение или осуждение) важнее для него, чем сценка или отношение учителя; младшему подростку «присуще стремление отмежевываться от всего подчеркнуто детского; свойственна тяга ко всему новому, неожиданному, необычному, ко всему, что дает пищу воображению.
Пятиклассникам и шестиклассникам более всего нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, на соревновании или игровой ситуации. Из-за очень большой подвижности и активности младшего подростка увлекает разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы. Он с трудом переносит паузы. Важно не упускать из виду и такую черту, как легкомысленность и беззаботность детей этого возраста. Без строгости и последовательности требований учителя не приходится рассчитывать на старание и усидчивость подростков. Организуя учебную работу в V и VI классах, следует шире использовать интерес детей к импровизациям, инсценировкам перевоплощениям, их стремление поспорить, посоревноваться в умениях и знаниях.
Старшему подростку свойственны критичность, бескомпромиссность, обостренное чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности и независимости, отвращение к опеке, активный поиск объектов подражания, желание что-то значить, добиться популярности у окружающих. Все перечисленные свойства являются производными центрального новообразования в личности подростка — возникновения у него чувства взрослости. В связи с этим вырабатывается новая жизненная позиция, происходит переоценка способов поведения.
Основой этой переоценки является равнение на взрослого.
Развитие чувства взрослости в учебно-познавательной деятельности стимулирует, активную умственную работу. Старших подростков в гораздо большей степени, чем раньше, начинают привлекать занятия, требующие определенной настойчивости и самостоятельности. Заметно усиливается сознательное отношение к учению. Этот возрастной период сензитивен (благоприятен) для развития содержательных познавательных интересов и идеалов. Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы.