Skip to Content

Преподавание экономики. Есть ли альтернатива лекциям?

Многие специалисты в области высшего образования считают лекции архаичным и упрощенным способом преподавания, пренебрежительно называя их chalk and talk («мел и разговор»). Тем не менее, у лекций как метода преподавания есть неоспоримые достоинства. Во-первых, они могут быть очень полезны в отсутствие необходимых дидактических материалов. Например, если учебное пособие по данному курсу устарело, а новое еще не вышло, то именно лектор сможет рассказать студентам об изменениях, произошедших в данной области науки за последние годы. Во-вторых, проведение лекционных занятий позволяет логично построить программу курса, разобрать со студентами ключевые понятия и концепции.

С другой стороны, сторонники альтернативных методов преподавания не без основания указывают на то, что лекции являются достаточно пассивной формой обучения, при которой студент может быть вовлечен в образовательный процесс лишь в минимальной степени. К тому же в ходе лекционных занятий сложно наладить контакт с большой аудиторией и контролировать реакцию студентов (и как следствие, степень понимания материала).

За последние десятилетия появилось множество работ о новых методах преподавания, написанных как преподавателями-методологами, так и экономистами-исследователями. Более того, в университетах были созданы условия для применения инновационных методик на практике.

Открытые в 1990-х годах учебные компьютерные лаборатории доказали свою эффективность в обучении студентов. Достижения в области электронной индустрии сделали возможным проведение экономических экспериментов (в том числе и обучающих) с использованием компьютеров. Например, в Университете Дэнисон (Denison University) была создана подобная лаборатория, ресурсы которой активно задействованы в проведении занятий по экономическим дисциплинам. Бартлетт и Кинг подробно описывают достоинства компьютерных лабораторий: «Компьютерная лаборатория дает студентам пространство, где можно тесно сотрудничать со своим профессором или ассистентом. Упрощение доступа к инструктору и повышение интенсивности взаимодействия с материалом могут помочь студентам изучить больше и усвоить материал более эффективно. Даже на уровне бакалавриата наука может быть занимательной, если в эксперименте получаются как ожидаемые, так и неожиданные результаты. Поскольку студенты — будущие экономисты редко экспериментируют, им незнаком трепет, связанный с открытием. Только путем применения формата «лекции/лаборатория» теоретическое знание и экспериментальные открытия могут быть объединены для улучшения обучения студентов».

Подобные лаборатории и классы используются и в других американских вузах. Так, в Университете Индианы (Indiana University) разработана и применяется программа, в рамках которой студенты изучают базовые микроэкономические концепции, принимают решения и учатся действовать как рациональные экономические агенты. Например, сначала они попадают в ситуацию монополиста, изучающего кривую спроса на товар, на следующем занятии становятся агентами, которые должны распределить ресурсы между финансированием частного и общественного блага, а затем оказываются участниками финансового рынка и принимают решения об инвестициях с точки зрения ожидаемой доходности. Как отмечают авторы статьи, подобные программы успешно применяются в ряде американских вузов (Университет Миннесоты, Университет Чикаго и др.).

Однако компьютерные средства обучения могут оказаться недоступными для вузов, испытывающих недостаток финансирования. В таком случае более разумным является активное использование письменных заданий, примеров из литературы и искусства, изучение лекций нобелевских лауреатов в области экономики, а также применение кейсового метода и проведение экономических экспериментов в аудитории.

Повысить интерес студентов к предмету позволяют иллюстрации экономических феноменов с использованием художественной литературы и искусства. Уотте и Смит приводят список из нескольких десятков литературных произведений, отдельные эпизоды которых отражают конкретные экономические концепции. Например, в «Фаусте» Гете можно найти цитаты о роли денег, денежной политики и бартерной торговли, а фрагментами из «Венецианского купца» Шекспира можно проиллюстрировать проблемы принятия риска, диверсификации, контрактов и прав собственности.

Полезной является и работа с лекциями нобелевских лауреатов по экономике, большинство из которых вполне доступны. Периодические издания (газеты и журналы, например The Economist) также помогут в рассмотрении экономических примеров и пригодятся при составлении и анализе кейсов. Кейсовый метод — гипотетическая ситуация с исходными данными и вопросами для рассмотрения — изначально применялся в основном на курсах МВА, но постепенно стал активно использоваться и в бакалавриате. Не секрет, что немало студентов скептически относятся к теоретическим дисциплинам, полагая, что «в жизни все по-другому и предложенные модели не имеют ничего общего с действительностью». Занятия, на которых сначала разбирались бы теоретические модели, а затем их выводы подкреплялись конкретными экономическими примерами, найденными в периодических изданиях, могли бы стать более интересными и дали бы студентам возможность самостоятельно анализировать процессы, происходящие в экономике, в частности в переходной экономике России.

Коллективные проекты, когда небольшая группа студентов работает над определенной проблемой или решает общую задачу, также могут оказаться полезными, поскольку, во-первых, развивают навыки работы в коллективе, а во-вторых, дают возможность предлагать новые, оригинальные методы решения проблемы, обсуждать их, дискутировать. Необходимость отстаивать свою точку зрения в группе повышает интерес студента к предмету и изучаемым темам.

Эффективным методом обучения и вовлечения студентов в образовательный процесс является проведение экономических экспериментов. В качестве одной из форм контроля знаний студентов в вузах постоянно используются письменные задания — доклады, рефераты, эссе, а также курсовые и дипломные работы. Они позволяют оценить умение студента самостоятельно работать с научной литературой, более углубленно изучать отдельные аспекты преподаваемой дисциплины, находить необходимую информацию и собирать соответствующие данные, письменно аргументировать и доказывать свою позицию. Однако у многих студентов нет навыков написания научных работ, они не знают, как правильно структурировать текст, каким образом поставить проблему и сформулировать основные гипотезы, как нужно оформлять ссылки и цитаты, а также список литературы. В западных вузах преподаватели экономики решают данную проблему, привлекая к учебному процессу специалистов, например авторов работ по истории экономической мысли. Чтобы выполнение письменных работ было более эффективным с точки зрения обучения студентов, целесообразно ввести в вузах курсы по academic writing или хотя бы проводить регулярные мастер-классы. Данный аспект очень важен именно для российской системы высшего образования, поскольку в большинстве вузов студентов не учат писать академические тексты.

И.А. Прахов

Голосов пока нет