Skip to Content

Превращение тормозящих развитие черт личности ученика в черты, активизирующие это развитие

Учебно-воспитательная система социалистической школы ни в коем случае не может предоставлять «зеленую улицу» негативным тенденциям. Напротив, она должна препятствовать этим тенденциям, причем такими способами учебно-воспитательного воздействия на ученика, которые ведут к устранению как отдельных отрицательных характеристик диспозиционной базы, так и общего синдрома неудачника.

Во-первых, необходимо на основе анализа вышеуказанных механизмов воздействия неблагоприятных социальных условий, коренящихся преимущественно в семье, порождающих кратковременную ориентацию, «ориентацию на ошибку», принижающую самооценку, ограниченный языковой код, синдром неудачника и т. п., сделать вывод, что дело заключается в блокировании, неиспользовании определенных психологических предпосылок, резервов в общем развитии ребенка. Эти отрицательные черты могут проявиться уже в дошкольном возрасте, но в полной мере они выразятся уже в условиях поступления ребенка в школу.

Во-вторых, оказывается, что блокирование, отсутствие поддержки, неиспользование предпосылок и резервов продуктивности и развития ученика под воздействием тормозящих диспозиций формируют определенные личностные недостатки («личностный дефицит»), ограничивают перспективы ученика на успехи в школе, реализацию учебно-воспитательных целей и норм. Особенно важный момент заключается в том, что этот начальный дефицит у ребенка очень часто в процессе посещения школы становится так называемым «аккумулированным дефицитом» (накапливаемым). Это результат уже упоминаемого порочного круга.

Так, например, ученик, ориентированный преимущественно на ошибку (т.е. с блокировкой, препятствующей использованию резервов, заключенных в более качественной ориентации на развитие собственной деятельности), в результате этой неправильной ориентации большей частью терпит неудачу. Допускаем, что величину нанесенного этим ущерба в I классе можно выразить примерно 90% продуктивности данного ученика, по сравнению с другим, обладающим равными способностями, но лучше ориентированным на развитие деятельности.

Неудачи, как правило, укрепляют в неправильно ориентированном ребенке склонность опасаться возможности ошибки, следовательно, усиливают чувство тревоги, ограничивают творческий поиск и т. д. Но усиление подобной ориентации опять-таки, по закону обратной связи, повышает число неудач, что еще больше усиливает тревогу и обусловливает направленность на ошибочные реакции. В результате получается, что в V классе, например, продуктивность данного ребенка будет достигать уже только 70% продуктивности лучше ориентированного соученика. Следовательно, опасность накапливаемого дефицита личности вызывает необходимость типовых специфических форм учебно-воспитательной работы с данными учениками. Не в специальных классах (поскольку дело касается не экстремальных случаев), а в рамках данного класса основной школы.

В-третьих (что непосредственно опирается на предшествующие положения), опасность возникновения «накапливаемого дефицита» (личностных недостатков) прямо требует выработки концепции и реализации корригирующих (исправительных) воспитательных и учебных методов и программ развития. Цель их должна заключаться не только в том, чтобы воспрепятствовать накоплению дефицита, но также и в том, чтобы, насколько это возможно, произвести такую перестройку потенциальной личности ученика, которая станет способствовать использованию внешнего развивающего учебно-воспитательного воздействия и тем самым актуализации его внутренних предпосылок и резервов развития. Дело заключается в том, чтобы найти надлежащие средства и методы позитивного вмешательства в становление личности учеников, работающих ниже возможностей, предоставляемых школой, и ниже своих личных возможностей. Цель заключается в том, чтобы путем систематического педагогического и психологического воздействия добиться превращения тормозящих черт диспозиционной базы и черты, активизирующие развитие.

Это может относиться и к самым слабым ученикам, поскольку и здесь существуют резервы, иногда же значительные. И в этом не только проявление моральной ответственности за них. Это также и вопрос программы педагогической оптимизации, касающейся всего школьного класса, всего коллектива учащихся. Уже Л. В. Занков в своем пятом общедидактическом принципе сформулировал необходимость обеспечения развития всех учащихся, включая и самых слабых.

Иначе говоря, каждый ученик, развиваясь во всей полноте своих возможностей, является и продуктиивным развивающим фактором (фактором развития), участвующим в формировании внешних детерминант дальнейшего развития как собственного, так и своих соучеников. Он становится действующим лицом педагогической оптимизации. И напротив, отставание в развитии по сравнению с остальными учащимися в классе — это блокирование определенной развивающей потенции. В этом направлении должны быть ориентированы усилия педагогической и психологической науки, в этом направлении также должна осуществляться подготовка учителей, нацеленность их психолого-педагогической точки зрения, организации их работы и обеспечения их необходимой компетенции.

Голосов пока нет