Skip to Content

Приемы для устранения тормозящих развитие недостатков учащихся

1. Коррекционное превращение неправильно формирующей развитие кратковременной ориентации в более качественную, перспективную ориентацию предполагает, в частности, необходимость систематически приучать ребенка к планированию его деятельности на более долгий срок. При этом следует наглядно предупреждать о возможных трудностях и обращать его внимание на способы их предотвращения и преодоления.

Коротко говоря, речь идет о формировании умения и одновременно потребности структурировать будущее. При этом важно повышать эмоциональную реакцию ребенка на частичные успехи, достигнутые при реализации плана, особенно на те, которые касаются совершенствования его собственной личности, развития знаний, способностей. Ребенок должен научиться более осознанно ощущать и понимать, как такое развитие собственной личности, обогащение знаний и закрепление навыков повышает его человеческую ценность (в собственных глазах и в глазах других), открывает ему возможности, расширяет горизонт.

2. Коррекционная переделка неправильной ориентации на ошибку в более полезную ориентацию на развитие деятельности предполагает, что (хотя бы временно в выбранной ситуации) максимально ослабляется неизбежность наказания за ошибку (например, плохая отметка) и внимание ребенка ориентируется на работу с ошибкой. Это можно сделать, например, путем введения двух уровней оценки деятельности учащихся и достигнутых ими результатов. На первом оценивается фактическое выполнение задания, на втором — степень усвоения навыков и старания в работе над ошибкой, если уж она произошла. Временно упор делается именно на этот второй уровень. Рекомендуется постепенно направлять ученика на реализацию четырех следующих шагов: прежде всего ребенок должен ясно осознать, что ошибка не означает, что все потеряно, что в известной степени здесь открывается возможность посредством ошибки глубже вникнуть в материал и тем самым использовать ее в своих интересах.

Таким образом, первым шагом ученик направляется к самостоятельному спокойному определению ошибки, к так называемой детекции ошибки. После этого он должен перейти к идентификации ошибки, т. е. точному определению ее места в общем ходе решения задачи.

Третий шаг — интерпретация ошибки, т. е. объяснение ее причин и результатов для дальнейшего хода решения.

Четвертый шаг — коррекция ошибки, ее осознанное исправление. Ход работы может быть и таким, что учитель временно уменьшает или вообще отменяет выставление оценки за ошибку, а оценивает именно уровень работы с нею на этапе обнаружения, идентификации, интерпретации и коррекции. Существенно при этом то, что ребенок избавляется от ощущения тревоги.

Отдельные авторы рекомендуют несколько типов реакции учителя на ошибку в ходе повседневного обучения. Эти реакции должны приучить ребенка рассматривать ошибку как явление, которое ведет не к тому, что работа завершится поражением, а является трамплином для новых возможностей решения. Предлагается использовать: а) возвращение к исходному пункту задачи с предложением сделать новую попытку ее решения; б) совет предпринять новую попытку решения с сообщением дополнительной информации; в) возвращение ученика к предшествующей «истории» его учения, чтобы таким образом перед повторной попыткой решения он вспомнил важный факт, о котором перед этим позабыл; г) обращение внимания ученика на иной возможный подход к решению; д) возвращение к исходному пункту решения задачи, но с разделением проблемы на частные элементы.

3. Что касается превращения тормозящей развитие приниженной самооценки в активизирующую самооценку и самопонимание, то можно обсудить несколько альтернативных подходов. Один из них заключается в воздействии на ребенка посредством авторитетного лица из его окружения. Так, например, учителя и родители ребенка подробно обсуждают вопрос о сниженной самооценке ребенка, особенно анализируют ее вероятные причины, коренящиеся в способах взаимодействия и общения, в типическом реагировании на ребенка, его действия и результаты. Детально обсуждаются возможности изменения в реакциях референтных лиц при решении конкретных ситуационных проблем. Эти ситуации в границах возможностей планируются и разучиваются с четким подчеркиванием причин желательных изменений в личности ученика. Учителю рекомендуется проводить систематический самоанализ, на основе которого создается программа коррекционной реакции на неудачи ученика. На передний план выступает анализ тех моментов в работе учителя с учеником, которые, учитывая повышенную эмоциональность ученика по отношению к своим неудачам, могут вызвать у него усиленные тенденции к недооценке самого себя, к чувству неполноценности. Эти моменты учитель потом последовательно устраняет из своих действий, заменяя такими, из которых ученик может черпать импульсы для укрепления своего самосознания.

Голосов пока нет