Skip to Content

Проблема неравенства в системе образования Германии.

Система образования современной Германии существует и развивается в контексте острых социальных проблем. Если в XIX в. и особенно в XX в. образование в немецкой социологии рассматривалось в основном с позиций его воздействия на национальную культуру и на процессы формирования социального государства, то в начале XXI в., в период экономического кризиса и дефицитного финансирования системы социального обеспечения, подход к этой проблематике существенно изменился. Преимущественное внимание уделяется теперь зависимости места работы, дохода и социального положения от полученного образования, приобретенной профессии, социального происхождения и пола.

В отношении гарантируемого социальным государством всем своим гражданам равенства шансов, в том числе в сфере доступа к образовательным услугам, выделяются следующие три наиболее проблемные группы:
- иммигранты, а также дети из семей иммигрантов;
- инвалиды и иные представители социально уязвимых слоев;
- различные категории женщин.

Ни в одной другой стране из принимавших участие в исследованиях шансы на получение образования у детей и подростков не зависят в такой значительной степени от социального статуса и происхождения их родителей, как в Германии.

Значительная часть молодых иммигрантов не получает достойной профессиональной квалификации и поэтому имеет низкие шансы на рынке труда, соответственно в данной группе населения отмечается высокий уровень безработицы и зависимости от социальных выплат. Это означает, что происхождение человека, особенно факт рождения в семье иммигрантов, во многом обусловливает последующую социальную сегрегацию уже не столько по национальному, сколько по образовательному и по профессиональному признаку.

По мнению исследователя Р. Гейсслера, этническая принадлежность уже с 1960х годов становилась все более значимым фактором среди причин, обусловливающих неравенство шансов получить хорошее образование.

В Германии действуют также многочисленные программы по работе с дошкольниками. В частности, общефедеральный проект «Культура взросления» направлен на содействие дневным детским учреждениям, в основном детским садам: детям прививают уважительное отношение к многообразию национальных семейных культур, решительное неприятие социального обособления и дискриминации. В эту работу активно вовлекают родителей.

Голосов пока нет