Skip to Content

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»

Известная проблема взаимоотношения «отцов» и «детей» всегда была острой и животрепещущей, нередко разводя по разную сторону «баррикады» люден, единых по остальным важным жизненным воззрениям. И эта кажущаяся непримиримость позиций сторон, мнимая неразрешимость противоречий между молодым и старшим поколениями имеют свои психологические корни, которые приобретают отнюдь не философский, теоретический аспект, а чаще всего затрагивают конкретные человеческие судьбы, вскрывают определенные субъективно трудноразрешимые, индивидуально непереносимые конфликты.

Беседуя «по душам» с человеком пожилого возраста, почти всегда слышишь жалобы па отсутствие уважения и понимания к нему со стороны более молодых членов семьи; а отсюда — недалеко и до сетования на всю современную молодежь, потерявшую связь со старшим поколением, расставшуюся с идеалами своих отцов.

Недовольство отцов своими детьми, отчуждение поколении всегда было присуще человеческому обществу: наши прадеды и прабабушки выражали свои чувства примерно теми же словами, что и современные отцы и матери. Однако, констатируя долговечность этой проблемы, мы не должны тем самым от нее отмахнуться; она остается по-прежнему насущной и актуальной. Ведь от успешного и мудрого решения конфликтов «отцов» и «детей» во многом зависит счастливая старость наших самых близких людей.

Обычно, взвешивая доводы сторон, подчеркивают опыт, мудрость пожилых и энергию, дерзание молодых. Но насколько разумней, выгодней такого противопоставления сил и возможностей выглядит единение усилий, направленных на достижение общих целей и задач по развитию общественного благополучия. Одним из непременных условий успеха является преемственность нравственных правил, норм и понятий, передача из поколения в поколение богатого культурного и эстетического потенциала, который накопило человечество.

Другим важным ключом к достижению гармонии отношений между представителями старшего и младшего поколения является взаимная терпимость и уважение: к мнению, взглядам, интересам, привычкам, увлечениям и т. д. В.Г. Белинский писал, что заблуждения стариков коренятся в «памяти сердца», всегда святой и почтенной, и поэтому нельзя отказывать не только в уважении, но и в участии. Вместе с тем и молодость заслуживает такого же понимания и, если надо, снисхождения. Всегда полезно в таких случаях обратиться к своему детству и юности: тогда горести и заботы наших детей становятся объяснимыми и даже кровными. Бездумное охаивание всего, чем живет молодое поколение, так же пагубно, как безмерная хвала всем его начинаниям.

Общеизвестно, что мораль отцов становится и моралью юных. Но в каждом новом поколении появляются свой увлечения, интересы и устремления. На наших глазах меняются условия и темпы общественного развития, что, несомненно, отражается на формировании молодежи. «Телевизионные» дети получают гораздо больший запас информации, чем их одногодки предвоенного периода. Современные юноши знают намного больше (в том числе и о «теневых» сторонах жизни), чем их отцы в этом же возрасте. В игнорировании своеобразия подросткового возраста следует искать корни многих неудач воспитания. На смену авторитарному воспитанию должно прийти воспитание через взаимное уважение и взаимное понимание.

И одна из таких «больных» проблем современной молодежи, которая должна быть преодолена с помощью старших воспитателей — это «вещизм». Она уходит корнями в микроклимат семьи, где процветают стяжательство, голый расчет, стремление к накоплению, желание «отличиться» не талантом и работоспособностью, а материальным достатком: обязательным приобретением автомобиля «самой последней марки», строительством дачи лучше, чем у соседей, «оснащение» своих еще неоперившихся детей предметами роскоши и т. п.

Вспоминается один любопытный разговор в учительской комнате средней школы. Сразу же после лекции о психологических аспектах воспитания посыпались живые, конкретные примеры учителей из жизни своих воспитанников. Один из волновавших вопросов: откуда у молодых людей неистребимая жажда к дорогим нарядам и украшениям? И, естественно, в разговоре раскрылась причина этого безграничного стремления «выглядеть лучше других»: виноваты сами родители, проявляющие бездумную щедрость во имя «соперничества» между знакомыми семьями, стремящиеся «быть не хуже». Делается это из самых лучших побуждений: пережив в своей молодости трудные моменты, полные материальных и бытовых лишений, они стараются создать для своих отпрысков атмосферу изобилия; а отсюда недалеко и до вседозволенности, которая может оказаться заманчивой для незрелой, формирующейся личности.

Одна из счастливых возможностей «отцов» — воспользовавшись жизненным опытом, передать молодым все лучшие душевные качества, научить их дорожить непреходящими человеческими ценностями, удержать от непродуманных, импульсивных решений. Здесь очень важно и самому уберечься от искушения создать своего малыша по собственному образу и подобию: на этой основе может возникнуть непонимание со стороны сына или дочери.

Демографы и социологи все пристальней всматриваются в проблему будущего семьи. Однако независимо от ее количественного состава можно прогнозировать усложнение и дальнейшее совершенствование межличностных отношений. Вот почему так важен сегодня разговор о природе внутренней свободы, а воспитании - человека, его ответственности за свою и чужую судьбу. Доброе, заботливое, участливое влияние взрослых может оказать неоценимое воздействие на правильное развитие детей, для которых каждый миг жизни — непрерывная «езда в незнаемое».

Залог хорошей учебы - регулярность и эффективность занятий. Если школьных уроков недостаточно, репетиторы помогут ребенку стать лучшим.

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 1 (1 голос)