Skip to Content

Психическая саморегуляция в повседневной жизни

Речь пойдет не о фармакологических препаратах, а о простейших методах саморегуляции нервных процессов, доступных каждому человеку. Один из них — сознательная, упорная волевая тренировка нервной деятельности, многолетняя работа по перевоспитанию определенных свойств собственной личности, по перестройке собственной психики в нужном направлении.

Такая оптимизация психической деятельности была свойственна многим выдающимся личностям прошлого. Их жизнь и творческий путь не всегда были гладкими. Чаще это была мучительная борьба с сомнениями, изнуряющий ежедневный труд, смена побед и поражений, взлетов и падений, творческого подъема и душевного опустошения. Оценки современников не всегда были справедливы. Максим Горький был принят в церковный Хор, Федор Шаляпин не прошел по конкурсу.

А. П. Чехов в гимназии числился среди «двоечников» и «без-ободииков». А как современники принимали вначале произведения, ныне всемирно известные? Опера «Кармой» Визе была освистана. «Пиковая дама» П. И. Чайковского провалилась. Первые представления моцартовского «Дон Жуана», чеховской «Чайки» и глинковской оперы «Руслан и Людмила» не имели ни малейшего успеха. «Мадам Бовари» Флобера поначалу издатели отказывались печатать. Иоганна Себастьяна Баха забыли на сто лет. Шуберта при жизни мало кто ценил. Умер в нищете и безвестности создатель «Уленшпигеля» Шарль де Костер.

Несмотря на трудности и лишения, гении работали для человечества. Откуда они брали силы, как добивались оптимизации собственной психики? Лишь кое-что известно об этом историкам. В ряде случаев источником силы было эмоциональное удовлетворение от творческого труда. Сам труд был источником радости, целителем всех невзгод и даже недомогания. Гейне избавлялся от мучительной боли, сочиняя стихи; Канту и Паскалю удавалось преодолеть боль напряженной работой мысли. Многие нуждались также и в ежедневном сознательном самоободрении. Известно, например, что Сен-Симон приказал своему слуге каждое утро будить себя словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» Пробуждаясь, великий утопист несколько раз повторял эту фразу.

Упражнениям по овладению своими чувствами и волей уделяли много внимания великие люди прошлого. Леонардо да Винчи, выдающийся художник и ученый эпохи Возрождения, утверждая, что наше познание начинается с ощущения, сознательно занимался целенаправленной тренировкой органов чувств, памяти, художественного воображения, внимания. Наставляя своих учеников, он писал: «Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы лежа в постели в темноте повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученных... это очень похвально и полезно, для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти».

Заметим, что и Сен-Симон, и Леонардо да Винчи эмпирически нашли, что для тренировки нервных процессов, самоободрения, самовнушения наиболее подходящее время — переход от сна к бодрствованию или от бодрствования ко сну. Именно в это время в коре головного мозга возникает фазовое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, благодаря которому мысленные самоприказы приобретают особую силу. В это же время наступает и расслабление мышц. Значение последнего для регуляции нервно-психической деятельности ясно понимал К. С. Станиславский. Разрабатывая психо-физическую технику актера, он особое внимание уделял «тренингу и муштре» навыков, связанных с концентрацией внимания, эмоциональной памятью и управлением движениями. Ему удалось подметить одну общую черту, свойственную великим актерам: Ермоловой, Дузе, Салъвини, Шаляпину. В момент творчества у них отсутствовало излишнее мышечное напряжение, весь физический аппарат был в полном подчинении приказам воли, а большая общая сосредоточонность отвлекала от «страшной черной дыры сценического портала».

К. С. Станиславский понял, что чувство правды на сцене, внутренняя сосредоточенность и мышечная свобода поддаются развитию путем упражнений. Научной основой его системы и стали упражнения по напряжению и расслаблению мышц и сосредоточению внимания. К. С. Станиславский очень доходчиво доказывал артистам правильность своих утверждений. Так, он предлагал артисту приподнять за ножку рояль и в этом состоянии производить в уме арифметические действия. Естественно, что артист не мог решить задачу. Когда же он освобождался от физической нагрузки и мышцы расслаблялись, то задача решалась легко.

Очевидно, что оптимизация психической деятельности достигается сознательной и упорной волевой тренировкой нервных процессов либо осознанным ежедневным самоободрением или неосознанным самовнушением В повседневной жизни каждого из нас эти элементы всегда имеют то или иное значение. Мы часто пользуемся, например, приемами самовнушения, даже не отдавая себе отчет в их смысле.

Так, прежде чем войти в кабинет к своему начальнику, мы причесываемся, поправляем галстук, одергиваем костюм и т д. За этими внешними проявлениями кроется не что иное, как молчаливое самовнушение уверенности. Если его перевести на язык слов, оно означает: «Я выгляжу подтянуто, собрано, молодцевато! И бодр, энергичен готов к выполнению любого трудного задания!». К такому же роду психологических явлении относятся и некоторые другие наши действия, например тщательный утренний туалет и новая одежда в особо ответственных и торжественных случаях.

Голосов пока нет