Skip to Content

Психологическое развитие ребенка

Первая эмоциональная реакция ребенка со знаком плюс - это улыбка. Обычно она возникает при зрительном контакте: взгляды ребенка и взрослого встречаются, ребенок смотрит... и улыбается; сначала это происходит в ответ на улыбку взрослого. Улыбка—специфический способ контакта с другим человеком; она может расцениваться и как поиск контакта, и как признак его установления (улыбка в ответ).

Уже с момента рождения ребенок реагирует на свет, тепло, холод, боль, вкусовые ощущения (различает соленое, кислое, сладкое, горькое). Однако отчетливые внешние проявления его эмоций первоначально наблюдаются лишь на отрицательные моменты: новорожденный плачет, когда он голоден или у него болит живот, морщится от горького или кислого. Если же все в порядке, никаких эмоциональных проявлений, как правило, не наблюдается. Появлению положительных эмоций в этом возрасте предшествует исчезновение признаков неудовольствия, например: если плачущего ребенка взять на руки, он быстро успокаивается, и сам этот переход от неудовольствия к спокойствию воспринимается как признак довольства.

Это наводило некоторых авторов на мысль, что у ребенка нет первично положительных эмоций, есть лишь отрицательные, а также нечто вроде удовольствия от исчезновения факторов, вызывающих неудовольствие. Быть может, эти ученые разделяли мнение Лукреция, который писал: «Ребенок, исторгнутый природой из утробы матери и положенный на берег мира, подобен потерпевшему кораблекрушение и выброшенному из недр волн. Он лежит на земле, обнаженный, безоружный, бесприютный, бессловесный; и с порога этой мрачной жизни он приветствует печальным криком долгий путь страданий, который готовит ему судьба».

На самом же деле, разумеется, все далеко не так печально. Во-первых, ребенок способен испытывать первично положительные эмоции, и эта его способность не менее важна для его нравственного развития, чем способность испытывать отрицательные эмоции. Общепризнано, что в воспитании ребенка, в его развитии исключительное значение имеет одобрение или неодобрение взрослых определенной деятельности ребенка. Действенность же одобрения (или неодобрения) основана именно на способности ребенка испытывать эмоции и положительного, и отрицательного характера. Во-вторых, и это тоже очень важно, все нормальные дети по своей натуре оптимисты, по крайней мере в значительно большей степени, чем взрослые.

Первая настоящая улыбка, первые отчетливо выражаемые положительные эмоции ребенка возникают именно На другого человека. Еще более отчетливое, хотя и менее Дифференцированное, выражение положительных эмоций—смех—наблюдается впервые в начале 3-го мес и также, как правило, на другого человека, на его взгляд, голос, прикосновение. Если у вас близнецы в коляске, они также общаются друг с другом.

В развитии контактов ребенка с внешним миром особенно важную роль играет зрение, что отмечал еще И. М. Сеченов. По мнению А. М. Фонарева, орган зрения является физиологической основой формирования и группировки различного рода условных ориентировочных реакций. Не случайно уже на 10-й день жизни наблюдается Довольно продолжительное (до минуты) следование глаз ребенка за световым раздражителем. На 2-м мес ребенок способен следить за движениями предмета, находящегося на расстоянии до 2—3 м, а на 3-м—до 4—7 м.

К 2—3,5 мес жизни у ребенка формируется взгляд, причем дело здесь не только в способности фиксировать Орган зрения на каком-либо предмете, но и в том блеске и живом выражении глаз, которые отчетливо заметны. Со временем в глазах ребенка отчетливо отражается сознание. Глядя на ребенка, вы впервые остро чувствуете, что перед вами разумное существо. Взгляд — важный способ самовыражения. Не случайно при негативной реакции на чужого человека ребенок боится в первую очередь именно его взгляда, особенно пристального.

Как отмечает А. А. Бодалев, большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров, и больше всего на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. По-видимому, глаза играют роль особых «конструктивных точек», относительно которых прослеживается контур человека при его восприятии.

В том, что ребенок специфически реагирует именно на взгляд и лицо другого человека, легко убедиться во время игры в прятки (всем известное «ку-ку!») с ребенком 7—8 мес: достаточно взрослому закрыть лицо руками или спрятать голову, оставаясь в остальном на виду, как ребенок считает, что вы спрятались, начинает разыскивать именно взгляд. Встретится с вашим взглядом— улыбается: «Нашел!».

В возрасте 2—3 мес ребенок реагирует на другого человека специфической положительной эмоциональной реакцией, названной Н. Л. Фигуриным, М. П. Денисовой комплексом оживления. При этом ребенок сначала как бы замирает, а затем поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, сжимает и разжимает губы, дрыгает или перебирает ногами, вскидывает руки, улыбается, издает звуки (гулит). Смысл комплекса, по мнению Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой, состоит в том, что в «сложной реакции оживления вызваны к деятельности все те элементы, из которых в дальнейшем будут формироваться дифференциальные двигательные механизмы — речь, хватание и другие движения». Согласно наблюдениям психолога М. И. Лисиной, комплекс оживления возникает на появление взрослого, на его улыбку, голос, поглаживание ребенка, причем характер такого воздействия определяет не только общую интенсивность комплекса, но также и выраженность отдельных его компонентов.

Слух развивается несколько позже зрения, хотя, по наблюдениям А. М. Фонарева, еще до рождения ребенок способен реагировать на звуки частотой 20—5000 Гц (спектр человеческого голоса). Уже с 1—1,5 мес ребенок поворачивает голову на звук сбоку, на голос взрослого, разумеется, если его внимание не отвлекается чем-то другим.

Между 1,5—2 мес у ребенка наблюдается первая спокойная (в отличие от плача) голосовая реакция. Она возникает в ответ на голос другого человека. При этом интересно, что ребенок начинает произносить звуки не во время разговора взрослого, а в паузу — зачатки диалога. Уже на 2—3-й неделе жизни у ребенка при любом звуке, а на 3—4-й неделе и на голос взрослого наблюдается так называемое слуховое сосредоточение (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова): ребенок как бы замирает, его движения прекращаются на время продолжения звука. Зрительное сосредоточение—фиксирование предмета глазами и замирание — наблюдается на 3—5-й неделе. Слуховое и зрительное сосредоточение—это проявление ориентировочной реакции. Это подтверждается наблюдениями А. М. Фонарева: движения плода совпадают, как правило, с состоянием покоя матери.

Спонтанные, т. е. самостоятельные (не в ответ на голос взрослого), спокойные голосовые проявления наблюдаются у ребенка позже, с 5—6 мес. При этом можно выделить два их вида. Во-первых, ребенок способен как бы подзывать взрослого: он начинает издавать звуки в момент, когда взрослый не смотрит на него, занят чем-то другим или даже вышел в соседнюю комнату. Ребенок подает голос, затем замолкает и ждет, затем снова подает голос. И так может быть несколько раз, пока взрослый наконец не обратит на него внимание. В противном случае вы можете услышать обиженный плач. Во-вторых, ребенок произносит звуки как бы «для себя» — не с целью привлечь внимание взрослого, позвать его, а просто так, выражая, видимо, какие-то особенности настроения, — лежит и «поет песни».

Голосов пока нет