Психопатическая личность и правонарушения
При психопатии с ее врожденными дефектами характерологического склада возрастает роль биологического фактора в регуляции социального поведения индивида. При сочетании неблагоприятных средовых факторов и биологической неполноценности возникает повышенная опасность девиантного и делинквентного поведения. Отсюда понятен интерес, проявляемый к изучению влияния психопатического характера на антиобщественные проявления конкретной личности.
Говоря о социопатических личностях, О'Нейл полагает, что этот диагноз правомерен при наличии по крайней мере пяти следующих признаков: плохое поведение в школе, пропуски уроков, неблагополучная семейная и трудовая жизнь, злоупотребление наркотиками и алкоголем, неоднократные аресты, безрассудные поступки. По Гендерсону, психопатами являются субъекты с психологической незрелостью, не умеющие контролировать себя, с раннего детства становящиеся проблемой для родителей, общества и самих себя, редко испытывающие угрызения совести и на которых не действует наказание.
Однако далеко не все исследователи пограничных состояний склонны переоценивать роль врожденных задатков. Биологическое предрасположение может статься таковым, если оно не оплодотворено обстоятельствами.
Под «моральной» наследственностью имеется в виду передача неправильного поведения примерами, отношением к ребенку; отсюда отмеченная клиницистами закономерность: дети психопатов становятся психопатами.
Проведенное широкое изучение подростков с противоправным поведением обнаружило у 45 процентов обследованных психопатическую и препсихопатическую структуру (причем 75 % из них воспитывались в неблагоприятных семейных ситуациях; в контрольной группе - в 31 %). Доля несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в условиях, допускающих агрессивность и жестокость, в 9 раз выше, чем, в обычных семьях. Девиантное поведение таких подростков начиналось, как правило, постепенно - со школьных прогулов, уходов из дома, вслед за которыми шли нарушения правил поведения в общественных местах, затем - мелкое хулиганство и воровство, драки со сверстниками, алкоголизация, угон мотоциклов или велосипедов с намерением «немного покататься, побаловаться», наконец, все это перерастало в явный асоциальный или антиобщественный акт. Лишенные душевной гармонии, «внутреннего стержня», они в дальнейшем с большим трудом достигала социальной адаптации; однако она была неустойчивой: вся их последующая жизнь есть цепь взлетов и падений.
На примере психопатий видно, как причудливо переплетаются наследственные и приобретенные компоненты характера, влияния семьи и школы. С учетом этих взаимовлияний и нужно действовать :на психопатическую структуру личности: процесс ее перестройки весьма продолжителен, труден и должен протекать с непременным активным участием самого индивида.
Задача оказания помощи человеку преодолеть свои недостатки, стать нравственно более совершенным и гармоничным является первоочередной, государственной. В ходе социального развития человек должен приобрести способность различать добро и зло и осознавать ответственность за свои дела, быть беспристрастным судьей за свои поступки.